Доктор Хаус - классическое чудовище Франкенштейна. Нет, я не к тому, что сам Хаус - чудовище. На мой взгляд, это самый привлекательный на сегодня медийный персонаж. Хотя бы потому, что действительно умный. А еще потому, что гений. Причем (опять же на мой взгляд) Лори играет его так
, что в его гениальность действительно веришь. Когда фильм, скажем, про Моцарта или про Пушкина - то, как актер играет гениальность, не так важно. Мы верим, что его персонаж - гений, просто потому, что знаем: Моцарт (или Пушкин) - гений. А Лори играет гения вымышленного, а почему-то понимаешь, что Хаус - и правда гений. Но я не к тому. Чудовище Франкенштейна - потому, что творцы создали этот персонаж, а сами теперь до него не дотягивают. Ведь и сама идея-то этого персонажа, по-моему, гениальна - просто потому, что подобного просто еще не было. И дело - не в отрицательном обаянии, этого-то на экране хоть пруд пруди. Хаус - герой, в социальном смысле глубоко отрицательный, а в чисто человеческом - столь же глубоко положительный. Что, собственно говоря, и демонстрирует предельно наглядно, что общество в своем развитии движется в совершенно неестественную для человека сторону.
А можно, кстати, и с другой стороны посмотреть. Хаус - абсолютный и стопроцентный индивидуалист. Несмотря на то, что где-то на уровне пятого сезона сценаристы сами окончательно испугались своего отрицательно-неотразимого творения и заставили его начать признавать свою несчастливость. Какую несчастливость?! С каких пор непохожесть обязательно является несчастливостью? Хаус первых сезонов - счастливый индивидуалист, который этой своей индивидуалистичностью раздражает всех и каждого. И что у нас там со столь любимой на Западе толерантностью и политкорректностью? Ау, непохожие! Спасайся, кто может!
А теперь представьте перспективу развития такого человеколюбивого общества, которое воплощено в трудовом коллективе больницы «Принстон Плейсборо». Общество все-таки сила, и постепенно Хаусы заменяются Форманами или (что еще страшнее) Уилсонами. Форман хоть одарен сколько-нибудь. Уилсон же - попросту завистливая бездарь. Все усредняется - в том числе и желания с целями. Средненькое желание и сил на свое исполнение побуждает тратить средненькое количество. Результаты, соответственно, тоже средненькие…
А теперь вспомним про дарвиновский естественный отбор. Мне (и явно не мне одной), правда, сильно сомнительно, чтобы именно естественный отбор привел к возникновению гомо сапиенса, но речь - не про гомо. Точнее, речь - про отбор ВНУТРИ этого самого гомо. Так вот весь ужас - в том, что для отбора нужна хоть какая-то вариабельность. А откуда вариабельность в будущей «Принстон Плэйсборо»?
Знаете, есть одна странноватая на первый взгляд теория относительно шизофрении. Согласно этой теории, появление шизофрении как таковой со стороны природы есть инструмент обеспечения той самой вариабельности, необходимой для естественного отбора. Как здесь, кстати, не вспомнить пребывание Хауса в психиатрической больнице? И эти люди (в смысле - все они там, на Западе) в свое время возмущались советской практикой помещения диссидентов в психиатрические больницы?!
Нет, можно, конечно, сказать, что Хаус там оказался добровольно и что вообще это - современная и вполне законная практика. У них там к психиатру бегают, как у нас к терапевту. Так, может, это и страшнее? То есть все общество в целом уже готово воспринимать непохожесть как психиатрический феномен. И сами непохожие - в том числе. Вас это не пугает?
И еще одно - напоследок. В моем представлении, в Хаусе в полной мере воплощено то самое абсолютное принятие себя и мира, о котором все вроде бы знают, что это прекрасно, но только большинство даже не пытается понять, что это такое. Исходя из моей практики, почти все останавливаются на точке «не пытаться переделывать». Ну хорошо, переделывать пытаться не будем. А что вместо переделывания?
Так вот Хаус взаимодействует с таким человеком, какой он есть на самом деле. Не с таким, каким человек должен быть, хочет быть или каким быть принято. Он взаимодействует с самой сутью - именно поэтому его прогнозы всегда и сбываются. Он мешает людям только врать самим себе. Только это ведь вовсе не переделывание! Напротив, это - попытка помешать человеку переделывать самое себя. Правда хороша и без уточнений.