Трактовка композиции The New Pornographers - Execution Day.

Jan 11, 2015 22:58



Если Вы находитесь в поисках мыслей на просторах музыкальных композиций, то, кажется, я могу Вам кое-что предложить...

Приглашаю в свой паблик.
http://vk.com/nestforyou

Метафоричность произведения позволяет трактовать его художественное содержание достаточно широко. Если подойти к трактовке метафор старательно, проявив, насколько это возможно, эстетическое чутье, здесь не будет провальных результатов. Скорее их можно назвать более или менее близкими к трактовке автора. Однако здесь есть одно важное замечание: не всегда есть уверенность в том, что трактовка вообще позволяет быть пересказанной (воплощенной в языковую форму, понятную другим) в смысле того, что не в этом ее предназначение. Предполагается, что обо всем можно рассказать, например, о содержании книги. Но это не всегда (или не для всех) верно. Нам предоставляют такие произведения, которые не предполагают того, чтобы их пересказывали. Это звучит непривычно, особенно в свете тяги человека к тому, чтобы поделиться впечатлениями от произведения или хотя бы фактом знакомства с ним, в надежде, что за этим последуют вопросы (хотя лучше бы на этом все закончилось). Дело в том, что такие произведения направлены не на всех, а на каждого, хотя и доступны всем и являются общественным достоянием. Лучшее - мы познакомимся с трактовкой конкретного человека, но никак не получим содержания самого произведения. Часто сам автор, чрезмерно увлекаясь метафорами (а может быть делая это нарочно), этого не подозревает. И ему кажется, что, применив определенное старание зритель способен дойти до того, что он вкладывал. А в это время зритель делает шаг в другую сторону и уже стремительно движется к иному. И эту сторону не следует называть неправильной, а лишь другой. Сказав «не для всех» я имел ввиду следующее: существуют люди с утонченным чувством эстетического в сочетании с определенным багажом знаний и умением излагать. Это специалисты области эстетики. Читать их или не читать - это дело каждого, верить таковым или нет, соглашаться с ними или нет - каждый принимает решение самостоятельно. Нужно лишь учитывать, что поскольку такие работы выполняют специалисты, они выполняют их качественно.
Но, несмотря на это, никто не может запретить заняться тем, чем занимаются специалисты, пусть и без качественной отличительности результатов последних. Это можно делать хотя бы из целей тренировки. Так что предположим, что дельнейшие труды существуют ради тренировки эстетического вкуса.
Речь пойдет об одной современной музыкальной композиции, которая привлекла мое внимание самым обычным образом: в начале - своим внешним видом, и далее тем, что за ним скрывается. The New Pornographers - Execution Day.
Внешний вид композиции выстроен не обычно и делится на две части. Вторая из них намного более приятна слуху и представляет из себя образец очень привлекательного музыкального решения с использование размашистости, гармоничности и лиричности. Если бы не эта часть, не уверен, привлекла ли бы вообще эта композиция мое внимание. Но после слабо выразительной с точки зрения художественности первой части следует она. И она без особых трудов привлекает слушателя к повторным прослушиваниям. Но повторные прослушивания все также сводятся к ожиданию второй части, и, если бы кто-нибудь из слушателей пожелал, он вполне мог бы вовсе удалить первую часть композиции с целью того, чтобы с самого начала приступить к получению музыкального удовольствия, а не ждать время, поскольку оно для него - главная монета, которую он платит автору. А монет у него не так уж много.
Касаясь содержания композиции, следует сказать, что она представляет собой набор метафор. Как часто бывает в этом случае, здесь нет возможности проследить развитие мысли. Другими словами, в ней нет временного ориентира, который бы позволил сложить в голове историю со своим внутренним течением. Первая часть композиции состоит из нескольких абзацев. Причина, по которой авторы поместили их сюда, по-видимому, заключается в их смысловой нагрузке. При этом каждый из них представляет собой метафору. Метафоричность ставит вопрос, каким образом рассматривать текст: как единичные, не связные строгой связью элементы, или же следует отказаться от трактовки до того, как не будет прочитана часть, состоящая из нескольких строк? Это вопрос ставится и здесь.
Первая часть композиции состоит из четырехстрочных абзацев, каждый из которых не имеет очевидной связи с другими и больше похож на кроткий, колкий выкрик. Мне действительно кажется, что их нужно читать как отдельное произведение. Воля автора, желающего уместить в нескольких строках широкую тему, может легко себе позволить подобный прием, более того, он вынужден прибегнуть к нему, поскольку это единственный выход.
Например, о каком успокоении говорит автор в конце первого абзаца? Связано ли оно с тем, что выпито или это связано с тем, что это выпито из короны? Испить из короны может означать: получить часть того, что дает ее величие, или величие ее носящего. И известно, что такое величие может стать неподъемным и не желаемым грузом для человека («wrong draft down»). Тогда речь здесь идет о том, что человек хочет и что он может.
Через абзац мы встречаем, как мне видится, мотив участия человека в свой собственной судьбе - мотив, чрезвычайно актуально воспринимаемый современностью, выраженный в своей полноте в понятии «отчуждения» и других терминах, особенно в экзистенциальных. Заканчивается абзац словами «это было бы пустяком, если бы мы были здесь» («What a cinch it would have been had we been there»). Что автор имеет ввиду? Говорит ли он здесь о том, что будь человек действительно здесь, во время выбора, происходящего в его судьбе, когда перед ним открыты все дороги, а его руки готовы к тому, чтобы попробовать все, что может предложить ветер жизни, - если бы он действительно был здесь в этот момент, этот выбор был бы настоящим пустяком? В общем, идея понятная и уж точно достойная лирического воплощения. Оставим ее такой.
Современное произведение заключает свою современность в актуальных мотивах. Благо, человек копает внутрь настолько, насколько возможно - а это очень глубоко. Там он находит такие темы, которые затрагивают саму природу человека. Человеческий род богат подобными землекопами, и мы действительно гордимся наследием, которое они нам оставляют. В последних двух абзацах затрагивается тема внутреннего и внешнего. Поэтому действительная цель судов - держать в настрое, в форме (или в ошейнике), а растянутая улыбка нужна для показа, и если кто-то говорит, что видит далеко, этому можно и поверить. Бесчисленность слов, выражающих этот мотив, не смущает автора, и он заканчивает первую часть произведения.
Короткие, отрывистые и резкие выкрики первой части остались позади. Этого еще не понять слушателю, но эти выкрики зажаты. Следующая часть даст сполна это ощутить. И вот, после небольшой паузы, начинается как будто новое произведение, которое все и ждали. «Этот день, который начинался как день расплаты, будь уверен, действительно станет днем расплаты». Исполнение этой части резко контрастирует с предшествующей хотя бы в том, насколько эта вторая часть размашистая. Здесь, как кажется, использована вся широта, доступная человеческому воображению. Она приходит, принося с собой облегчение, как после душного помещения человек выходит через дверь на поле, засеянное календулой и астрами. Чувство зажатости пропадает и можно вдохнуть полной грудью. Не надо больше мельчить и всматриваться в детали, сейчас перед взором открылся дивный простор, глаза отдыхают, а слух получает наслаждение. Поначалу совсем не важно, что поет автор в этой части, какой смысл содержит его текст, сейчас даже не хочется разбираться в нем. Достаточно и того, что можно дышать.
Еще несколько вдохов можно сделать. Теперь все в порядке. Теперь время посмотреть на вторую часть внимательнее. Она несет светлые тона, она сопровождается приятными звуками и в целом очень позитивна. Но почему автор облачает мотив про день расправы, который неминуемо наступит, и, в действительности, уже наступил или же наступает каждый день, в такие светлые одежды? Возможный ответ в том, что здесь нет никакого трагизма, никаких неприятных поворотов судьбы и никакого противодействия жизни. Наоборот, это полностью соответствует ее внутреннему механизму, здесь нет обмана наших ожиданий и поэтому здесь ничего не нарушено. Мы же не видим трагизма в дожде, или скажем, в грозе, поскольку это проявления природы. Более того, часто мы делаем эти явления предметом художественности. Так сделал и автор. Манера исполнения несет с собой эмоциональный фон. Сделай автор манеру исполнения второй части более темной, это бы побудило соответствующие эмоции стать ее спутником. Но это не верно. С помощью использованной манеры автор утвердил мотив в качестве обычного, повседневного явления, каким оно действительно и является.
Мне видится это явление таким. День исполнения, день ответа, день расплаты. Каждый день - это день расплаты. Это означает лишь то, что каждый день человека заключает в себе то, что он заслужил.
Человек, просыпаясь утром, думает, что сегодня, возможно, будет тот самый день, когда он получит все, что заслужил. Но в действительности ничего знаменательного в этот день не происходит. Но будь уверен («sure enough»), что отнюдь не знаменательность складывает твой день и твою жизни в целом. Твой сегодняшний день, как и любой другой день, заключает в себе твои заслуги, тянет их за собой, и воплощает их в себе, и бессмысленно затаиваться в ожидании, что день расплаты наступит позже, в этой жизни или вне ее. В этом нет трагизма и разочарования, поскольку это соответствует природе человека. Это - свойственный человеку феномен, такой же как сон или голод. Все произойдет именно так, как ожидает человек («true to form») и этот день, непременно, станет Execution day.
О чем же эта композиция? Вероятнее всего, в ней автор говорит о каждодневной ответственности и о каждодневном суде за свершенное. Таким образом, человек есть то, что он свершил, и за все, что он свершил, он несет ответ каждый день. Вторая часть, как положено для ключа, меньше первой. Ключ всегда меньше того, дверь к чему он открывает. Однако оказалось, что здесь это не так. Зритель держит его, но он подходит к дверям не ровно. Оттого и двери открываются с большим усилием, или, быть может, не открываются вообще. Но от этого он не разочаровывается. Держа ключ в руке, он смотрит на него и представляет во всей широте своего воображения и предрасположенности от какой он двери и что за ней находится. Этого достаточно для нашего ума. Первую часть можно трактовать из общего мотива композиции, но нет чувства того, что такая трактовка единственно возможная. Метафорические пассажи первой части хоть и достаточно большие, но не совсем понятные, и оттого загадочные. Вторая же часть действительно большая по причине того, что она маленькая. Ведь чем больше слов - тем больше конкретики.
Вторая часть может выступить отдельно, на это у нее есть все признаки. Но предположив, что она - ключ к первой части произведения, мы способны достаточно успешно трактовать и ее (первую часть). Первая часть дает сжатые, метафоричные события, придающие художественную красоту второй. В этом, видимо, и состоит ее предназначение.

The New Pornographer - Execution Day

Oh blast, I drank the wrong draft down
Two sips from your crown
The drops you left for me
Am I so easily appeased?

Madrigal, why didn't you come out today?
You promised to play
Marigold, why didn't you come out today?
We promised to play fair

You were already there
You were ready to cast our fate to the wind
To try your hand at everything
What a cinch it would have been had we been there

Those trials are held for tuning in
And smiles are stretched to be shown
So when you claim to see for miles
It's not but I believe it's true

Yes, trials are held for tuning in
And smiles are stretched to be worn
So when you claim to see for miles
You don't but I believe you do

On this day which began as execution day
And sure enough became execution day

On this day which began as execution day
And true to form became execution day

the new pornographers, music, Трактовка, Музыка

Previous post Next post
Up