29 мая 1453 года пал Константинополь и закончилась история Византии.
К этом времени от некогда могущественной Византийской империи остался лишь Константинополь с пригородами, незначительная часть территории на юге Греции и несколько островов. Более того, общество было расколото Флорентийкой унией, заключенной в расчете на помощь Запада (которая, однако составила лишь три генуэзских галеры с несколькими сотнями добровольцев). Также в Константинополь был послан кардинал Исидор, бывший митрополит Киевский и всея Руси, изгнанный как еретик великим князем Московским Василием II. Отслужив униатскую обедню в соборе Св. Софии, он вызвал возмущение в городе.
Молодой турецкий султан Мехмед II (Завоеватель или по тур. Фатих, 1432-1481) мечтал захватить Константинополь:
И проводя все те ночи без сна и беспокоясь, не оставлял он дум о городе, часто беря в руки бумагу и чернила и чертя план города, показывая сведущим в укреплениях, где и как поставить боевые машины и укрепления, где провести подкопы и вход в ров и лестницы к какой стене поставить, - а попросту сказать: всякое приготовление обдумывал он ночью, а рано утром, по его приказу, все делалось, потому что руководил он находчиво и очень хитро.
(Дука. «Византийская история»)
В начале апреля 1953 год турки осадили Константинополь, чуть позже началась бомбардировка города. Мехмед II был первым государем в истории, располагавшим настоящим артиллерийским парком. Сначала были захвачены форты и острова в окрестностях, но на заливе защитникам удалось нанести поражение нападавшим. Подкопы также не принесли туркам удачи. Несмотря на значительное превосходство нападавших в численности армии (приблизительно 150 тыс. против 7 тыс.) и во флоте (приблизительно 80 военных и 300 грузовых судов против 25), осада затягивалась, что вызывало упаднические настроения с обеих сторон. Султан пробовал вести переговоры, однако они ни к чему не привели. Турки опасались, что Константинополю окажут помощь европейские страны и на совете приближенных Мехмета было принято решение о штурме.
Осада Константинопля турецкой армией в 1453 г.
Фреска румынского монастыря.
Для того, чтобы измотать византийцев, сначала султан двинул на город башибузуков - наемников из турок, славян, венгров, немцев, итальянцев и даже греков. Позади башибузуков была поставлена шеренга военной полиции с плетьми и дубинками, чтобы подгонять тех, кто проявит признаки нерешительности. А за шеренгой полиции стояли янычары с ятаганами, которые были должны убивать отступавших.
Затем, не давая передохнуть защитникам города, в атаку ринулись отряды анатолийских турок. Возобновилась бомбардировка стен. Несмотря на то, что была пробита крепостная стена, и это наступление было отбито.
Тогда султан бросил на Константинополь янычар. Защитники города были уже истощены, но сражались отчаянно. Однако нападавшим удалось ранить Джустиниани - командира генуэзцев. Император пытался уговорить его остаться на поле боя, но тщетно: телохранители Джустиани вынесли его на корабль. Генуэзцы, увидев это, решили, что битва проиграна, и бежали. Султан же, заметив панику в рядах защитников, ввел в бой новый отряд янычар, и вскоре турки оказались на стенах. Ворота Св. Романа оказались открыты, нападавшие валом повалили через них и грекам не удалось их остановить. Последний император Византии погиб.
Три дня турки грабили город, было уничтожено множество произведений искусства, икон, книг, осквернены и разграблены храмы. Нужно сказать, что захватчикам не досталось и половины того, что получили латиняне при грабеже Константинополя в 1204 году.В монастыре Хоры была уничтожена главная святыня Константинополя - икона Богоматери Одигитрии, написанная, по преданию, самим апостолом Лукой. Собор Св. Софии султан приказал обратить в мечеть. Десятки тысяч человек было уведено в неволю, несколько тысяч вырезано.
Европа была потрясена падением Константинополя. Папа римский разослал буллу о крестовом походе, но дальше этого дело не пошло, так как Запад в то время был раздираем противоречиями. До нас дошло множество источников той эпохи, где Константинополь называется «училищем лучших искусств» (кардинал Виссарион), Эний Сильвий Пикколомини, будущий папа Пий II, называет завоевание Константинополя второй смертью Гомера и Платона и т.п. Захват византийской столицы открыл новые возможности для экспансии турок в Европе. Завоевание Константинополя сыграло решающую роль в превращении государства османов в империю.