Автор: Шарль Диль
Издатель: Издательство Сретенского монастыря, 2011 г.
ISBN: 978-5-7533-0194-9
Эта книга французского искусствоведа, археолога, византиниста впервые вышла в Париже в 1906 году, а вскоре была переведена на многие языки народов мира. Приветствуя ее появление, немецкий рецензент К. Крумбахер отмечал удачную попытку «охвата византийской культурной жизни через призму вечной женственности».
И действительно, перед читателями проходит череда ярчайших представительниц Византийской империи: императрицы Евдокия и Афинаида, Феодора и Ирина; благочестивые иконопо-читательницы Феоктиста и Феодора. Здесь же - жестокосердая красавица Феофано, порфирородная Зоя, властолюбивая Анна Далассина. Запоминаются и образы западных принцесс при византийском дворе: Берты Зульцбахской, Агнессы Французской, Иоланты Монферратской, Анны Савойской.
Русский перевод был выполнен в 1911 году, а уже в 1914-м книга вышла в Москве.
В книге профессора Сорбонны Шарля Диля, выдержавшей много изданий, весьма удачно соединились историческая достоверность и назаурядные литературные достоинства. И хоть отдельные моменты повествования требуют пересмотра (тем более, что с момента написания описываемого труда прошло уже более века), можно смело утверждать, что данная книга является отличным введением в историю Византии (я бы даже назвал ее «Занимательным введением в историю Византии») для тех, кто только приступает к изучению данного вопроса.
В работе описывается жизнь императоров и императриц, аристократических семей, среднего класса и даже литераторов, взаимоотношения Востока и Запада. Завершается повествование кратким пересказом памятников византийской литературы: поэмы «Дигенис Акрит» и двух рыцарских романов (подобные произведения создавались не только на Западе).
Книга состоит из двух частей: первая описывает жизнь империи до крестовых походов, соответственно вторая - период крестовых походов и последовавшие за ними события. И хоть временной промежуток, соответствующий первому периоду имеет большую протяженность, объем труда разделен между ними примерно поровну, в чем явно нашло отражение заинтересованность автора вопросом взаимного влияния Востока и Запада.
К сожалению, многие западные историки в своих работах несправедливы к Византии и их оценки грешат предвзятостью, но данная книга свободна от этих недостатков и автора нельзя упрекнуть в недобросовестности.
Издание содержит значительное число черно-белых иллюстраций.