Мозаики верхней части алтаря.
Изначально церковные обряды в г. Пореч в Истриии (совр. Хорватия) христианская община проводила в большом романском доме. В конце IV в. здесь была сооружена первая небольшая базилика, состоявшая из 3-х помещений, в одном из которых хранились мощи местного мученика Мавра. В начале V в. рядом была воздвигнута еще одна базилика. В VI в. под руководством епископа Евфразия обветшавший церковный комплекс был перестроен и обильно украшен, о чем сообщается в дошедшей до наших дней надписи на апсиде.
В пространстве базилики расположены два ряда мраморных колонн с арками. В качестве ограждения солеи использованы мраморные перегородки с рельефными изображениями. Стены алтаря отделаны инкрустациями из мрамора и перламутра. Верхняя часть алтаря покрыта мозаиками с изображениями Богородицы с Младенцем на троне, Агнца, ангелов, апостолов, святых и епископа Евфразия с моделью базилики в руках. Обилие золота, яркие цвета и высокий уровень мастерства придают роскошный вид этой части храма, являя собой яркий пример византийского сакрального искусства. На частично сохранившихся мозаиках северной и южной апсиды представлен молодой Спаситель, опускающий венки мученичества на святых. Если настенные мозаики комплекса выполнены константинопольскими мастерами, то напольные - местными (некоторые участки напольных покрытий дошли до наших дней начиная с III в).
Позднее базилика перестраивалась, украшалась фресками и т.д, но в XX в. ей отчасти вернули облик времен епископа Евфразия. В настоящее время храм действует как музей и католическая церковь.
Бабтистерий с крестильным колодцем III в.
Фрагменты напольных мозаик.
Слева - фрагмент мозаики, справа - мраморное основание алтаря.
Фрагмент напольной мозаики ранней базилики.
Мозаика северной апсиды.
Мозаика южной апсиды.
Фрагмент мраморной перегородки солеи.
Фрагмент мраморной перегородки солеи.
Внутреннее пространство базилики в наши дни (киворий сооружен в XIII в.).
Оригинал статьи опубликован на сайте
Ветвистое древо.