Пушкинский день России.

Jun 09, 2017 11:24



В день рождения великого русского поэта мне повезло побывать на экскурсии, специально организованной mosgortur и сообществом mosblog для блогеров. Встретившись возле метро Кропоткинская, мы направились в Государственный музей А.С. Пушкина на Пречистенке.



Пречистенка, 12. 1949 г.

Нас встретила замечательная сотрудница музея и провела очень интересную экскурсию. Она рассказывала не просто о жизни Пушкина, основные вехи которой всем известны с детства, но об окружающих его людях, их отношениях, предметах, помнящих прикосновение поэта, его друзей и близких. А также поведала несколько историй, слышать которые многим из нас не доводилось. В результате наша небольшая компания увеличивалась и увеличивалась за счет других посетителей музея, которых притягивало, как магнитом.



Войдя в здание, попадаешь на парадную лестницу. Парадный вход во времена Пушкина был предназначен для встречи гостей, которые подъезжали к нему в каретах, нарядно одетые по последней моде.



Макет усадьбы, вид о стороны Пречистенки

Усадьба Хрущевых-Селезневых является главным экспонатом музея. Сохранился господский дом, хозяйственные постройки, небольшой сад. Недаром Москву называли "большой деревней" - горожане имели многочисленные сады и огороды, держали скотину. Коров и других домашних животных можно было встретить на улицах. Москвичи любили устраивать свою жизнь уютно, комфортно, чтобы все было под рукой.



Макет усадьбы, вид о стороны Хрущевского переулка

По стенам обычно располагались модные в то время картины таких художников, как Гюбер Робер (фр. Hubert Robert, 22 мая 1733, Париж - 15 апреля 1808, там же) Site - французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Его прозвищем было «Робер развалин» (Robert des Ruines). Пейзажи символизируют сочетание вечного в виде буйной природы, и преходящего - романтичные развалины некогда величественных зданий.



Вернувшись с войны 1812 года, отставной гвардии прапорщик, Александр Петрович Хрущев купил погорелое место - участок земли после пожара и за несколько лет отстроил дом для своей большой семьи, он имел 15 человек детей. Парадный зал усадьбы Хрущевых был самым большим помещением в доме.



Потолки были расписаны диковинными птицами и вазами с фруктами - символ изобилия.



Украшен зал был хрустальной люстрой и на потолке была роспись в античном стиле



Бальный зал имел паркетный пол, который реставрировался, однако частично паркет сохранился до нашего времени. Для музыкантов был предусмотрен балкончик под названием "хоры", в этом зале танцевали и слушали музыку.



Сейчас в зале можно увидеть, как одевались дамы и кавалеры, приехавшие в гости, на бал. Военные приходили в мундирах, сняв сапоги со шпорами, а штатские одевали фраки. Дамы носили наряды, обильно украшенные цветами, кружевами и украшениями. Барышня обычно, могла позволить себе нитку жемчуга или другое недорогое украшение, ибо девушку украшает скромность.



Нам рассказали историю, как одна богатая дама была вынуждена снять свои дорогие украшения в театре по приказу императрицы. Дело было в том, что у царственной особы украшения были не такими дорогими. Даме пришлось уехать из театра, поскольку драгоценности к декольтированному платью были обязательны.



На балу у дам были бальные книжечки, где записывались имена кавалеров - партнеров по танцам. В музее представлена бальная книжечка Анны Керн.



Портбукет - маленькая переносная вазочка для букетика цветов, которая прикалывалась к платью.



Две бутылки, подаренные музею французским посольством, являются подлинными экспонатами того времени. Шампанское "Комета" из винограда урожая 1811 года названо в честь небесного явления, в тот год виноград особенно уродился. Вторая бутылка "Клико" названа именем вдовы Клико, впервые доставившей в 1814 году 10 тысяч бутылок шампанского вина в Россию и это вино имело огромный успех.



В гостиной расположены мебель и камины пушкинских времен, а также множество изящных вещиц и картин.





...1819 год. Санкт-Петербург. Гостиная в доме Олениных, где собирался цвет литераторов России - от Ивана Андреевича Крылова до совсем молодого но уже известного Саши Пушкина. Традиционные чтения - Крылов читает свою басню "Осёл". Традиционные у Олениных "шарады". Роль Клеопатры выпала племяннице хозяйки дома - молоденькой генеральше. Пушкин рассеянно взглядывает на "актрису". Над корзиной цветов, само, как цветок - нежное женское лицо удивительной красоты...



Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение Пушкина, была интересной и начитанной женщиной, выданной рано замуж за пожилого человека, который был ей противен. Избавившись от мужа, он умер в возрасте 76 лет, она отдалась своим чувствам и встретив поэта, ответила на его любовь. Он даже хотел связать с ней свою судьбу и называл её "Анна Пушкина". В своих записках она признавалась, что никогда не испытывала ревности или других отрицательных эмоций по отношению к другим женщинам, окружающим Пушкина.



А.П.Керн: "После этого мы сели ужинать. У Олениных ужинали на маленьких столиках, без церемоний и, разумеется, без чинов. Да и какие могли быть чины там, где просвещенный хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами? За ужином Пушкин уселся с братом моим позади меня и старался обратить на себя мое внимание льстивыми возгласами, как, например: "Est-il permis d'etre aussi jolie!" (Можно ли быть такой хорошенькой! (фр.)). Потом завязался между ними шутливый разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадет в рай. Пушкин сказал брату: "Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады. Спроси у m-me Керн, хотела ли бы она попасть в ад?" Я отвечала очень серьезно и несколько сухо, что в ад не желаю. "Ну, как же ты теперь, Пушкин?" - спросил брат. "Je me ravise (Я раздумал (фр.)), - ответил поэт, - я в ад не хочу, хотя там и будут хорошенькие женщины...



Потолки "дамской" гостиной с самоваром, из которого угощали чаем Пушкина, украшены изображениями райских птиц и цветочных гирлянд. Это неудивительно, ведь окна этой гостиной выходят в сад, куда можно было выйти по лестнице, распахнув дверь.



Дама с ребёнком на портрете - это Мария Николаевна Волконская (Раевская) с маленьким сыном Николенькой. В этот день она уезжала и расставалась с ребенком, была грустна, а младенец беспечно играл. Художник написал этот портрет, который находился с Марией Николаевной и её мужем, потом у родственников, а потом каким-то образом оказался в Париже, откуда вернулся в музей А.С.Пушкина. Судьба ребёнка была трагической, он умер вскоре и Пушкин, узнав об этом, написал эпитафию младенцу:

В сиянье, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

Мария Николаевна была растрогана этой эпитафией и писала об этом в своих воспоминаниях. Пушкин относился к ней особенно нежно, она была одной из четырех барышень в девичестве Раевских, к которым поэт питал симпатию и писал, что все они - прелесть. В своих записках она писала: "Пушкин, будучи поэтом, считал своим долгом быть влюбленным во всех дам и барышень, которых встречал на своем пути, а сам не любил никого, кроме собственной Музы". Мария Николаевна полагала, что именно к ней обращены строки из Евгения Онегина: "Я помню море пред грозою..." Это произошло, когда ей было 15 лет и она на берегу бегала, играла с волной и промочила ноги, а Пушкин воспел этот эпизод.

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." в изначальном варианте заканчивалось не той всем известной строкой
"И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может", а другими словами, смысл которых "столько лет прошло, а я всё твой". Исследователи полагают, что сперва оно было посвящено Марии Николаевне.



В 1929 году Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Венчание состоялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 г. Александр Сергеевич и сам глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения. Поэт родился в праздник Вознесения Господня 6 июня (26 мая) 1799 г., и, по замечанию историографа П. В. Анненкова:

«Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твердое свое намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днем духовного торжества, он прибавил: „Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая“».



Есть в музее зал, посвященный произведению Пушкина "Пиковая дама" с портретом прообраза графини. Исследователи творчества А. С. Пушкина полагают, что случай, рассказанный Томским - не вымысел, а у литературного персонажа есть реальный прототип - князь Голицын. Бабушкой этого Голицына была Наталья Петровна, урожденная Чернышева.



О самой «пиковой даме» ходили легенды. Наталья Петровна Голицына прожила долгую, насыщенную событиями жизнь. На ломберном столике с зеленым сукном лежит мелок в бисерном чехле, им записывали ставки игры. Щеточкой смахивали фишки, пистолет тоже являлся неминуемым атрибутом игорного увлечения. Герман из "Пиковой дамы" был военным и мог иметь такой пистолет.

Проиграть можно было всё, что угодно - породистых лошадей, усадьбы, слуг и однажды была проиграна даже жена.

Графиня Мария Разумовская была замужем за графом Голицыным и неудачно. Муж отличался крутым нравом, нехорошим поведением, расточительством и был заядлым игроком. Супруги не могли получить развод, в то время это было невозможно. В графиню был влюблен Лев Кириллович Нарышкин, он сел играть с мужем своей возлюбленной и обыграл его вчистую. После чего он предложил проигравшему не требовать всего имущества, а отдать ему жену. Голицын согласился и Нарышкин увёз Марию к себе в имение. Они обвенчались. Тем не менее, только после того, как сам император Александр I, узнав об этом случае, вошел в положение супругов и пригласил Марию на балу, громко во всеуслышанье сказав, что она согласием на танец сделает ему честь, супругов начали принимать в других домах.

Затем мы поднялись этажом выше и очутились в сказке. "У лукоморья дуб зеленый..." - читал голос сказочника из темноты ветвей.



Для детей в музее есть экспозиция "Сказки Пушкина" с интерактивными залами, где герои сказок встречают маленьких посетителей.



Нам показали театр теней, в нем сказка оживает, озвучивается и дети с удовольствием слушают и смотрят.



В другом зале представлены герои других сказок, предметы быта и народных промыслов. Дети со 2-го по 5й класс приходят на экскурсию в рамках школьной программы. В каждом зале стоят планшеты для того, чтобы дети играли и узнавали, как жили крестьяне в стародавние времена.



Экспозиция в виде крестьянского дома или ярмарки помогает детям лучше понять героев сказок и назначение предметов быта.



Три девицы под окном пряли поздно вечерком...

Не обошлось и без страшилок - леших, бабы Яги, Кощея бессмертного и других персонажей сказок Пушкина.



Группа детей оживленно обсуждая увиденное, вышла из одного из залов и направилась в следующий.



А мы продолжили свою прогулку по зданию музея А.С.Пушкина. Небольшой с виду особняк городской дворянской усадьбы скрывает внутри себя большое музейно-выставочное и концертное пространство и является одним из признанных культурных центров Москвы и России.



В этот день там проходили торжественные мероприятия, посвященные дню рождения великого русского поэта. Звучали музыкальные произведения на стихи поэта,



в вестибюле можно было совершенно бесплатно попробовать ароматный чай и увидеть двойника самого Александра Сергеевича, который любезно разрешал фотографировать.



На память о посещении этого прекрасного музейного центра блогеры унесли не только свои яркие впечатления, но и подаренные книги А.С.Пушкина.



Большое спасибо сотрудникам музея, они очень приветливы и стараются, чтобы каждого заинтересовало, зацепило творческое наследие великого поэта. А также моя благодарность сообществу mosblog и mosgortur за приглашение на день рождения А.С.Пушкина.



Перо, взятое с письменного стола А.С.Пушкина 20 марта 1837 г.

Помимо головного музея, Государственный Музей А.С.Пушкина включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А.С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И.С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке.

Основной музейный комплекс расположен в замечательном архитектурном памятнике начала XIX века - городской дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2. Каждое 3-е воскресенье месяца вход свободный.

Ссылки на страницы организатора блогерского похода - туристического агентства МОСГОРТУР в соцсетях: Вконтакте, Facebook, Instagram.

МосБлог, #блогерывмузеях, музеи, Музей Пушкина, #мосгортурмузеи, #идувмузей

Previous post Next post
Up