Тверь. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина

Mar 04, 2017 02:52



Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина был открыт в 1976 году, когда вся страна отмечала 150 лет со дня рождения писателя. Музей создан по проекту художника Юрия Карцелли. В нем собраны предметы, фотографии, рисунки, картины, документы и личные вещи, принадлежащие семье писателя-сатирика и окружающим его людям.

2. Картина "Провинция" М.В.Добужинского, акварель, 1907 г.


3.


Экспозиция оформлена по оригинальному принципу, включает в себя 11 больших художественных панно. Эти панно выполнены художником Валерием Чумаковым, известным по своим политическим карикатурам. По этим карикатурам он был найден и приглашен сотрудниками музея для его оформления. Панно составляют основу экспозиции, являясь как бы окнами в Россию XIX века. На них в гротескной форме, с использованием иронии, сарказма, как и произведениях писателя, изображены его персонажи.

4.


На фоне панно представлены различные экспонаты, такие как портреты, фотографии, предметы быта.
Предметы крестьянского быта из деревень Салтыковых Малиновец и Никитское Калязинского уезда Тверской губернии, середина XIX века.

5.


Панно иллюстрируют исторические события, происходящие во времена жизни писателя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Сейчас это Московская область. Село Спас-Угол называлось так по храму Преображения Господня, расположенному в нем. Название Угол село получило, потому что находилось в месте пересечения 3-х губерний: Московской, Тверской, Ярославской.

6.


Отец сатирика Евграф Васильевич Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду. Он был весьма образованным человеком, знал 5 иностранных языков, служил в Министерстве иностранных дел переводчиком, увлекался механикой, астрономией, писал стихи. Но был слабохарактерным и мягким по натуре, не способным сделать карьеру. Дела семьи приходят в упадок и на семейном совете принимается решение женить Евграфа Васильевича на дочери богатого московского купца, Ольге Михайловне Забелиной, за которой батюшка обещает дать большое приданое. К моменту женитьбы ему 40 лет, ей - всего 15. Ни о какой любви речи не было. Её отдавали замуж за титул, а он женился на деньгах.

7.


Но за невестой дают гораздо меньше денег, чем обещали родители. А в доме вместе с Евграфом Михайловичем живут его сестры, которые попрекали Ольгу Михайловну тем, что она мало денег в дом принесла и насмехались над ней. Поскольку она жила в купеческой семье, то образование у неё было не дворянское: французского языка она не знала, по-русски писала с ошибками и терпела постоянные издёвки со стороны сестёр мужа. Впоследствии она напишет мужу: "Ребёнком меня взяли и весь мой характер перекривляли, и Бог Вам не простит!" Характер у неё станет очень сложным, попав в такую ненавистную атмосферу она не сломалась, но ожесточилась. Будучи натурой сильной, она постепенно берет управление хозяйством в свои руки и имеет большое влияние и власть над стареющим мужем. В результате её трудов имение увеличивается в 10 раз и из захудалых помещиков они превращаются в самых богатых и обеспеченных дворян уезда.

Однако она ничего не забывает и не прощает ни Михаилу Евграфовичу, ни его сестрам. Такая атмосфера в семье, естественно, отражается на детях. Маленький Миша, будущий писатель, получает домашнее образование, как принято в дворянских семьях. Его обучают грамоте, латыни, французскому языку. Мальчик был очень интеллектуально одарён. В письме супругу Ольга Михайловна пишет: "Все дети милы, но Миша так мил, что и описать не могу. Всюду за мной ходит, да много говорит." По дате письма становится ясно, что Мише в ту пору было всего полтора года. Это свидетельствует о том, что у мальчика раннее развитие. Всего в семье было 9 детей, Михаил был шестым. Начал читать он с Евангелия, которое произвело очень сильное впечатление на ребенка.

В 1836 году иконой "Всех Скорбящих Радости" маменька благословляет на учебу Михаила. На обороте иконы написаны имена детей, которых она благословила этой иконой. Имя Михаила там тоже значится, но оно перечеркнуто. Вероятнее всего, это произошло во время одной из ссор между сыном и матерью. Этих ссор было, к сожалению, очень много на протяжении всей жизни.

8.


Свою интеллектуальную одарённость Салтыков унаследовал от папеньки, а силу натуры, вспыльчивость характера, упрямство, сатирический склад ума он получил от маменьки. На самом деле они были очень похожи, поэтому так часто ссорились. Про Ольгу Михайловну вспоминали, что она была очень остра на язык, несмотря на малограмотность. Одной фразой могла так приложить, что в целом рассказе не опишешь. Соседи со временем стали её очень уважать и называли "министром в юбке". Муж её ругал за такое поведение, говорил, что дворянке не пристало так себя вести и активно заниматься делами. На что она отвечала:"Я не привыкла бариться". Персонаж в произведении Салтыкова-Щедрина "Кулак-баба" как раз описывает такую женщину.

В 1836 году Михаил выдерживает вступительные экзамены в Московский дворянский институт. Это было закрытое, привилегированное учебное заведение для детей благородного происхождения. Помимо языка и литературы, преподавалось рисование. В музее представлены работы родных братьев Михаила Евграфовича. Так рисовали дети 13-14 лет от роду.

9.


Учиться в институте было крайне тяжело, по статистике его заканчивают всего 1/3 воспитаников. Но Салтыков становится одним из лучших учеников института, и в 1838 году его переводят в Царскосельский лицей. Ежегодно двух самых примерных учеников отправляли в этот лицей для обучения за казенный счет. Сам молодой человек хотел далее поступать в Московский университет, но Ольга Михайловна, маменька настаивает на переводе. Ибо это было как престижно, материально легче для семьи, так и в связи с тем, что за выпускником лицея всегда было закреплено место его дальнейшей службы. Но сам Салтыков в качестве протеста к учебе относился халатно, учился неважно. Благодаря лёгкому отношению к учебе, у него появляется много свободного времени и он это время посвящает занятию литературой. Он очень много читает, продолжает "пушкинскую традицию", то есть начинает писать стихи.

Первое его стихотворение "Лира" посвящено Александру Сергеевичу.

ЛИРА

На русском Парнасе есть лира;
Странами ей - солнца лучи,
Их звукам внимает полмира:
Пред ними сам гром замолчи!
И в черную тучу главою
Небрежно уперлась она;
Могучий утес - под стопою,
У ног его стонет волна.
Два мужа на лире гремели,
Гремели могучей рукой;
К ним звуки от неба слетели
И приняли образ земной.
Один был старик величавый:
Он мощно на лире бряцал.
Венцом немерцающей славы
Поэта мир хладный венчал.
Другой был любимый сын Феба:
Он песни допеть не успел,
И в светлой обители неба
Уж исповедь сердца допел.
Певец тот был славен и молод.
Он песнею смертных увлек,
И мира безжизненный холод
В волшебные звуки облек
Угасли! В святые селенья
Умчавшись, с собой унесли
И лиру, одно утешенье
Средь бурь и волнений земли!..

Позднее он стеснялся своих первых поэтических опытов, называл свои стихи слабыми и подражательными. Он был очень строг к себе и по окончании лицея писал только прозу.

В юные годы Салтыков-Щедрин посещает кружок, организованный М. В. Буташевичем-Петрашевским, увлекается идеями социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье, Луи Блана, Жорж Санд. Молодые люди "безвестного кружка" хотели видеть преобразования в стране, которые бы улучшили жизнь людей. Он мечтал об идеальном государстве, где все жили бы одинаково хорошо. В то время он уже служит чиновником в государственном аппарате, но тяготится службой и мечтает о применении своих сил и способностей на благо общества. Впоследствии фамилию его найдут в списках тех людей, которые пользовались библиотекой кружковцев и когда заведут уголовное дело, спросят у Достоевского, знает ли он Салтыкова? Достоевский скажет: "Не помню". Конечно, он не стал выдавать Михаила Евграфовича. Таким образом Салтыков избежит обвинений и страшной казни. Им был вынесен смертный приговор и в последний момент объявлено о помиловании. Под влиянием этих идей Салтыков пишет свои первые произведения. Повести "Запутанное дело" в 1847 г. и "Противоречия" в 1848 году публикуются в журнале "Отечественные записки". В это время во Франции начинается революция, в России происходит реакция и повести Салтыкова находят антигосударственными, предосудительными и вредными. Печатается он под своей фамилией, не взяв псевдонима, не испросив разрешения у начальства, хотя служил в военном ведомстве. Нарушив все правила, он попадает под арест, его судят военным судом и отправляют в ссылку в Вятку.

По мнению правительства расслабленная, полная кутежей и балов, атмосфера жизни помещиков в Вятке должна была "исправить", т.е. развратить Салтыкова. В Вятке он проводит восемь долгих лет и дослуживается от должности писаря до помощника вице-губернатора. Натура у него была деятельной, работать с ним было сложно, он предъявлял высокие требования не только к себе, но и к подчиненным. Освободиться из вятского плена ему помогла Наталья Николаевна Ланская, в девичестве Пушкина. Она приезжает в Вятку с мужем и они содействуют его прощению и возвращению в Петербург. Наталья Николаевна пишет письмо на имя министра о судьбе Салтыкова, родственник Ланского служит в министерстве. Но ключевым моментом освобождения из ссылки является смена власти - на престол восходит Александр II. Салтыкову разрешается жить и служить там, где он пожелает.

Михаил Евграфович заканчивает все свои дела и собирается переезжать из Вятки. Он раздаривает имущество и собирается жениться на дочери вице-губернатора Вятки, Елизавете Аполлоновне Болтиной.

10.


У его невесты была сестра - двойняшка Анна, и когда Салтыкова спрашивали, почему из двух сестер он выбрал Лизу, он отвечал: "Это же очевидно - Лиза личиком пригожее". Он считал, что сёстры Болтины недостаточно образованы и даже написал для них краткий учебник истории государства Российского. Рукопись уехала с потомками во Францию и не разу не опубликовывалась.

11.


Салтыкову было 30 лет, блестящее образование, а невесте было 14 лет и её родители сначала отказали ему в сватовстве. Женился на ней Михаил Евграфович только по достижении невестой 17 лет.

В XIX веке критерии женской старости был несколько иной. В дневнике одной барышни того времени можно было прочитать такие строки: "Боже мой! Я стара, я так стара - мне завтра 18 лет!"

Невеста была влюблена и дала согласие на брак, несмотря на слова маменьки: "Посмотри, за кого ты выходишь замуж! У него же несносный характер!" Салтыков был очень вспыльчив, прямолинеен. Всегда говорил то, что думал, не стесняясь и не взирая на приличия. Сидя в гостях у кого-либо, он мог обижаться по нескольку раз на дню, выходить из дома, хлопнув дверью, и, поостыв, возвращаться. Но Елизавета Аполлоновна воспринимала его спокойно и никто от неё никогда не слышал никаких жалоб.

Мама Салтыкова Ольга Михайловна была категорически против этого брака, поскольку Болтины были не богаты и не могли дать за Лизой много денег. Она даже пишет своему любимому сыну Дмитрию, родному брату Михаила Евграфовича: "Этот балбес даже не спросил о приданом когда сватался!" Долго спорили они с сыном, но все же она его благословила. Маменька также высылает им деньги, проценты с доходов от имения, также она высылает им экипаж. Деньги были рычагом управления членами семьи и если маменька чем-то была недовольна, то она прекращала финансовую поддержку. На этот раз довольна матушка была тем, что Ланской, принявший участие в судьбе Салтыкова, устроил его на службу в министерство внутренних дел в Санкт-Петербурге, в столице. После вятской ссылки ему самому бы туда никогда не попасть.

Что касается страны, то она живет в атмосфере надежды, с приходом нового царя все ожидают реформ и улучшения жизни. На панно изображена женщина, символизирующая свободу, которая парит в воздухе и разбрасывает розы надежд. Художник изображает её в образе как бы гулящей девки, поскольку Свобода непостоянна и крайне переменчива.

12.


"Губернские очерки" вскоре выходят в свет. На титульном листе можно прочесть: "Из записок надворного советника Щедрина". Впервые появляется псевдоним "Щедрин", как некое вымышленное отдельное лицо. Именно с "Губернских очерков" наступает эпоха Щедрина. Они приносят ему популярность и известность. Теперь он соблюдает все правила: берёт псевдоним и испрашивает разрешения начальства на публикацию.

13.


Все произведения автора при жизни печатались под псевдонимом "Николай Щедрин". В самых поздних литературных произведениях, когда он занимается только литературной деятельностью, он подписывается "Салтыков", но в скобках ставит "Николай Щедрин". Фамилия "Щедрин" была взята не случайно. Во-первых, у его родителей были крестьяне по фамилии Щедрины. Поскольку сатирик был всегда ярым противником крепостного права и имел обостренное чувство справедливости, то вполне логично, что будучи дворянином, он берет себе фамилию крепостных крестьян. Этим он подчеркивает то, что все люди перед Богом равны. Второй раз он сталкивается с этой фамилией в Вятке. Там он ведет дело о раскольниках и допрашивает по делу некоего старца-старовера Щедрина. Он поразил писателя своей натурой, природным умом и силой духа, юмором. Сын писателя Костя позже напишет свои воспоминания под названием "Интимный Щедрин", где со слов мамы, Елизаветы Аполлоновны, говорит о том, что именно она предложила ему взять такой псевдоним от слова "щедрый". Может быть все эти три фактора сложились вместе и псевдоним был выбран. Позднее он прочно приклеился к имени писателя, его до сих пор многие именуют Салтыков-Щедрин, думая, что у него двойная фамилия.

14.


В "Губернских очерках" действие происходит в Крутогорске, прообразом которого явилась Вятка, расположенная на крутом берегу реки. В нем, как в каждом городе, есть свое "приятное семейство". У этого приятного семейства можно прекрасно провести время, хорошо поесть и выпить. А у хозяев дома одна забота - выдать замуж перезрелых дочерей. С этой целью устраиваются званые вечера, женихи приходят поесть и повеселиться, а на дочек внимания не обращают. При этом маменька подсчитывает расходы, кто сколько съел и выпил.

15.


Довольно злая сатира на простых обывателей. Но здесь же писатель изображает и чиновников с их пороками, с казнокрадством и взятками. Узнавая себя в персонажах произведения, чиновники писали ему гневные письма, многие не общались с ним до конца своих дней. Что касается государя, то он благосклонно воспринял "Губернские очерки", ибо считал, что критика касается прежнего правления Николая, а при его правлении всё будет намного лучше. Поэтому он даже назначает Салтыкова на должность вице-губернатора в город Рязань со словами: "Что ж, пусть езжает и делает так, как пишет. Коли честный такой - послужи честно".

Чиновники приходят в ужас при известии о том, что к ним едет такой начальник, как Салтыков-Щедрин. В последние годы крепостного права он сталкивается с жестокостью в обращении с крепостными и заводит ряд уголовных дел. Отказывается подписывать журналы телесных наказаний, у него выходит ряд конфликтов с губернатором, человеком, нечистым на руку и жестоким. В своем письме своему любимому брату Илье он пишет: "Маменька перестала высылать мне деньги, считая, что у меня, помимо жалованья, есть доход. Но никогда моя рука не осквернится взяткой".

16.


От Салтыкова старались избавиться, более двух-трех лет он нигде не задерживался. Он был неудобным чиновником, с дворянским кодексом чести. В 1860 году он был назначен вице-губернатором в Тверь и пробыл в этой должности до 1862 года. По приезде он занимает верхний этаж небольшого особняка, в котором располагается музей. На первом этаже этого дома жил хозяин, дворянин, отставной поручик Н.А. Бернов.

17.


Он был небогатым человеком и сдавал верхние этажи своей усадьбы внаём. Там было 9 светлых комнат, которые Михаил Евграфович занимал с женой. Детей пока еще не было. Позднее рождается сын Костя и через год дочь Лиза. Писатель очень любил своих детей. За дочку Лизу он иногда даже делал уроки. Сын Костя пишет в своих воспоминаниях, что однажды Лиза вышла к обеду в слезах. Папа спросил её, почему она плачет. Лиза ответила, что им задали написать сочинение про мост (тогда они жили в Санкт-Петербурге). "Какая дурь! Что ребенок может про мост написать? Давай я напишу." Написал и получил 2, поскольку учитель догадался, кто писал это сочинение.

Платяной шкаф, этажерка, секретер, тумбочка и письменный стол, за которым работал писатель - подлинные. Куплено на деньги, занятые у маменьки под проценты. Он потом вернет ей и деньги, и проценты.

18.


Жена Салтыкова Елизавета Аполлоновна, увлекалась карточными гаданиями, сеансами спиритизма. Сестра жены, Анна и тесть Аполлон Болтин тоже очень любил мистические сеансы. Частенько Салтыков возмущался, что де придёт сейчас этот глупый Аполлон и будет вызывать своих духов. Лиза, не смей гадать! - говорил он жене. Но она все равно гадала и при этом вынимала из колоды "плохие" карты со словами "зачем предсказывать себе плохое?" и при этом карты предвещали ей только счастливое будущее.

19.


Вице-губернатору полагалась шпага, которая представлена в музее.

20.


При работе вице-губернатором один раз в неделю он велел выносить свой стол на лестницу, чтобы простые люди, минуя секретаря, могли напрямую подойти к нему и решить с ним своим вопросы. Сам губернатор был на первых порах доволен своим помощником, писал о нем, что он сведущ в делах, умён, бескорыстен и поручил ему часть своих обязанностей.

21.


По страшному бездорожью Салтыков объезжает все уголки Тверской губернии, в которые он приезжает с ревизиями. За два года службы в Твери он заводит 22 уголовных дела против казнокрадов и взяточников. Но понёс наказание только один мелкий чиновник, который перепутал дела. Он говорил: "Господа чиновники, Отечеству надо служить, а не жрать его!" Он дослужился до генеральской должности за 18 лет честной службы и ни разу не был ничем награжден.

22.


1861 год - отмена крепостного права. Это глобальное событие, меняющее весь жизненный уклад. Но улучшения в жизни простых людей не произошло, в этот период в России начинаются народные бунты. На Салтыкова сыплются доносы, что он подстрекает народ. Салтыков понимает, что будучи на службе, он не сможет сделать ничего для улучшения жизни простых людей, он уезжает в Санкт-Петербург и поступает на службу в Литературную газету под руководством Некрасова. Здесь он заменяет уже арестованного на тот момент Чернышевского.

23.


В провинции ничего не изменилось, чиновники как валяли дурака, играли в карты и брали взятки, так и продолжают делать. Всю государственную машину держит на своих плечах простой рабочий человек. Воспользовавшись оплошностью цензуры, редакция помещает в печать роман Чернышевского "Что делать?". Это был гражданский подвиг, ибо за такие действия можно было дорого заплатить. Журнал закрывают и Некрасов понимает, что новый журнал ему открыть не удастся. Тогда он идёт на хитрость и берет в аренду уже существующий журнал, но с хорошей репутацией, "Отечественные записки". Салтыков-Щедрин вступает в этот журнал, проработает там 16 лет и впоследствии будет главным редактором.

24.


С этого момента наступает один из самых ярких творческих периодов в жизни сатирика. "История одного города" - самый яркий роман Салтыкова-Щедрина. Город Глупов - это вся Россия с её обывателями, их бедами и горестями. Панно посвящено шествию глуповских градоначальников. Все они шагают по головам глуповцев.

25.


Впереди всех идёт Брудастый, внутри которого вместо мозгов органный механизм, выкрикивающий всего два слова: "Не потерплю!" и "Разорю!" Отсутствие мозгов совершенно не мешает ему успешно править городом Глуповым. Далее следует Двоекуров со своими «великими» реформами относительно пивоварения и медоварения, лаврового листа и горчицы, он представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников. Далее идёт Николадзе, который обладал обольстительной наружностью, был охоч до женского пола и прославился тем, что увеличил население города в два раза и умер от истощения сил. Замыкает шествие Маркиз де Санглот, Антон Протасьевич, французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят. За эту затею уволен. В этом романе Салтыков впервые не сочувствует горожанам, а наоборот винит их, что они дают себя топтать. И говорит при этом: "Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу".

После отмены крепостного права жизнь стремительно идет по пути развития прогресса. Паровоз становится символом XIX века. Его изображения появляются на бытовых предметах. Например, вот на этой сахарнице XIX века.

26.


Этот период знаменуется появлением нового класса - буржуа. Их Салтыков называет хищниками, готовыми всё купить и всё продать, без нравственных духовных ценностей. Писатели в этот период обращаются к этой теме и в свет выходит "Анна Каренина", "Братья Карамазовы". Салтыков-Щедрин пишет роман-хронику "Господа Головлёвы". Здесь он показывает гибель мелкопоместного дворянства на примере одной семьи. Центральный персонаж - Иудушка Головлёв - воплотил в себе все основные черты семьи Головлёвых. Один за другим умирают члены семьи и последний уходит из жизни Иудушка, который помог большинству своих родственникам покинуть этот мир, чтобы завладеть наследством. В метель он идёт на могилу матери, по дороге раскаивается и замерзает. Здесь, конечно, глубокий и философский подтекст и параллель с библейским Иудой, который тоже предал своих близких.

Одним из прототипов Иудушки Головлёва послужил родной брат писателя, Дмитрий. Он его так и называл в жизни - Иудушкой. Он был любимчиком маменьки, Ольги Михайловны. А Ольга Михайловна делила своих детей на две категории: любимчики и постылые. Перейти из одной категории в другую можно было очень легко, ослушавшись маменьку. Нетрудно догадаться, в какой категории пребывал Михаил Евграфович, благодаря своему сильному характеру. Маменька была очень сильной и властной женщиной. Ольга Михайловна в образе Арины Петровны Головлёвой тоже очень узнаваема. Примечательно, что полностью в печать роман выходит только после смерти маменьки. До этого он осторожно печатает отдельные главы, боясь, что она себя узнает. Когда он едет на похороны мамы, то очень сильно простужается. Здоровье его подводит и часто доктора отправляют его на курорты за границу. Но он пишет: "Люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".

Салтыков-Щедрин говорил, что писать о России, не истощаясь, можно только будучи в самой России. За границей, обладая большим количеством свободного времени, он почти ничего не напишет - нет вдохновения. В музее представлены предметы, принадлежащие Салтыкову-Щедрину и его семье.

27.


После убийства государя начинается реакция, усиливается полицейский режим. Журнал "Отечественные записки" закрывают и как говорит писатель, "запечатали мне душу, прервали мою связь с читателем". Тогда он обращается к жанру сказки. Поздняя часть творчества писателя - сказки. Сказки создаются "для детей изрядного возраста", чтобы прорваться сквозь цензуру. Его персонажи: дикий помещик, премудрый пескарь, два генерала и солдат из сказки "Как один солдат двух генералов прокормил", медведь на воеводстве и коняга, на тощем хребте которого держится вся Россия. В последние годы жизни он был очень болен, врачи говорили, что расшатан был весь организм. Это следствие его темперамента и характера, как он сам признавал.

28.


Последнее произведение писателя - роман "Пошехонская старина". Его жена, Елизавета Аполлоновна, была красивой, осознавала это и берегла свою молодость. Она мыла волосы только отваром дикой рябины от седины, ела мясо только молодых животных, чтобы не стареть, спала только на спине, чтобы не было морщин. Именно она, обожавшая всё французское, Париж, походы по магазинам, называвшая своего мужа Мишелем на французский манер, пишет под его диктовку и разбирает его почерк. Как впоследствии вспоминает их сын Костя, мама почти утратила зрение на этой работе. Это показывает, что она осознаёт, что за великий человек находится рядом с ней и видна её любовь к нему. Салтыков говорит: "закончим "Пошехонскую старину", и можно замолчать навсегда". Однако, завершив её, принимается за новую работу. За несколько дней до смерти его навестил коллега по журналу и Салтыков ему сказал: "Я умер - я не могу писать". Для него писательский труд был приравнен к жизни. "Забытые слова" - последний труд писателя. Там говорится о таких словах, как истина, добро, красота, справедливость, верность Отечеству. Это наши духовные ценности, которые нужно было донести до каждого. Но смерть прерывает его 10 мая 1889 года Михаил Евграфовича не стало. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище, недалеко от могилы Тургенева, как и сам завещал.

29.


Наш гид, Ольга Сергеевна, провела замечательную экскурсию по музею. В школе мы изучали творчество Салтыкова-Щедрина, читали его произведения, писали сочинения и все равно так было интересно рассматривать панно на стенах, изучать представленные экспонаты, расшифровывать почерк писателя в письмах под стеклом и вглядываться в лица на фотографиях. Захотелось перечитать кое-что из творений писателя-сатирика. Думается, всё его творческое наследие не потеряло свою актуальность и в наше время.

музеи, Салтыков-Щедрин, Тверь

Previous post Next post
Up