ROMA AETERNA

Jan 24, 2017 22:24




И все-таки я сделала это! Насладилась творениями великих итальянских мастеров, впервые привезенными в Россию на выставку ROMA AETERNA.

В кассу к её открытию выстроился такой хвост, что стало понятно - билетов нам не видать. Первой тысяче выдали талончики и потом сообщили, что больше билетов нет и не будет. На всё время работы выставки всё разобрано. Даже по телеку показали, как люди стоят в очереди в надежде увидеть картины легендарных мастеров, лучшую часть коллекции Музеев Ватикана, своими глазами. В тот же день открывалась продажа электронных билетов на сайте Третьяковки.
2.


Фото взяла здесь.

Купить онлайн-билет на шедевры Пинакотеки Ватикана оказалось еще сложнее, чем на выставку Айвазовского. К описанным ранее действиям организаторы добавили именной статус и введение проверочного кода, который должен был придти на электронный адрес. Сайт Третьяковки все время подвисал, несколько раз мне удалось сделать заказ, но код так и не приходил. И вдруг, когда надежда почти угасла, я получаю сообщение с кодом. И не одно, а целых три! Дело было не дома у компьютера, а в общественном транспорте. В никаких условиях пришлось вводить эти коды, два из которых оказались пустышкой (заказ или удален или еще не оформлен - туманно отписалась программа). Но третий код неожиданно сработал. Ура! Покупка единственного льготного билета, ценой в 150р, началась еще на работе в 12-00. А получить билет удалось только к шести вечера. И это в пятницу, в час пик. Представляю, как я выглядела в глазах пассажиров троллейбуса, судорожно тыкая в телефон и выражая все возможные в данном случае эмоции.

Итак, время мне досталось на 18-00 - 18-30 в субботу. Сначала я испугалась, что придется рысью бежать по залам и уложиться с осмотром всего в полчаса. Но на входе мне пояснили, что смотреть я могу сколько угодно, хоть до закрытия музея. Только войти на выставку надо в указанное время. Фамилию-имя все-таки сверили с паспортом, убедившись, что билет мой. Потом я видела сообщения, что кто-то заболел и пытался вместо себя отправить на выставку сына, а его не пустили. Но я больше чем уверена, что пострадали от всех этих препон обычные люди, а те самые перекупщики, с которыми боролись, прекрасно нашли лазейку. Не зря в интернете были предложения купить билет втридорога, свободно, без всякой суеты и даже с доставкой.
3.



Кажется, даже у ангела на этом объявлении изменилось выражение глаз, настолько он шокирован.

Поскольку фотографировать на выставке было запрещено, следующие фото взяты из интернета. Они предоставлены музеем Ватикана для каталога выставки. Информацию о картинах я почерпнула из каталога и текста аудио-гида.

Фрески с ангелами, играющими на музыкальных инструментах, мне понравились больше всего. Одновременно с рассказом о представленных экспонатах, в наушниках аудио-гида играла средневековая музыка, создавая настроение.
Фрагменты росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции "Вознесение Христа". Фреска изображала Божественный оркестр ангелов, символизирующих неземную красоту рая. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Ангелы, прославляющие Господа, идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны. Их румянец и черты напоминают юных пажей при дворах правителей того времени.

4. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный да Форли - «Ангел, играющий на лютне» 1480 г.



5. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный да Форли - «Ангел играющий на лютне» 1480 г.



6. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли - «Ангел играющий на виоле» 1480 г.



Рафаэль Санти - «Вера» и «Милосердие». Это два небольших гризайля из трех, составляющих пределлу алтарного образа для церкви Сан-Франческо аль Прато в Перудже, известного как альтарь Бальони, в центре которого находилось "Положение во гроб", хранящееся в Галерее Боргезе. Алтарь был заказан Атлантой Бальони для погребальной капеллы, в которой покоилось тело её юного сына, зверски убитого в междоусобной распре двух семейств. Рафаэль получил заказ в 1506 году. Это была его первая крупная самостоятельная работа. "Положение во гроб" очень хвалили, но была особо отмечена и новизна в исполнении небольших пределл.

7. Рафаэль Санти «Вера» - женская фигура с потиром в руках. Путти держат таблички с монограммами имени Иисуса.




8. Рафаэль Санти «Милосердие» представлено как мать, обнимающая младенцев. Путто, держащий котел с огнем, символ мира, связанный с Олимпийским огнем. Путто, рассыпающий деньги, призывает к щедрости.




Подойдя к этой картине, сразу не понимаешь всю чудовищность истязаний Святого Эразма. Яркие краски классицизма как бы сглаживают ужасный смысл картины. Маленький мальчик на выставке подошел к этой картине и спросил маму, кто там нарисован и что они делают. Хорошо, если он не понял. Святого казнят, вытаскивая внутренности с помощью ворота. Святой Эразм был уроженцем Антиохии и стал епископом в городе Формия в Лациуме близ Рима. Жрец в белой тоге указывает на статую Геркулеса, которому Святой Эразм отказался поклоняться. Картина производит сильное впечатление. Это был первый заказ, полученный Никола Пуссеном в 1628 году на большую алтарную работу для капеллы собора Святого Петра. Собор только открылся после окончания строительства и заказ был очень престижен.

9. Никола Пуссен - «Мученичество святого Эразма» 1628-1629 гг.



Из серии небесных тел Донато Крети - «Астрономические наблюдения» (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Комета) мне удалось найти одну картину. Серия вставленных в одну раму картин изображала ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы. Болонский художник создал эти картины по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили, астронома - любителя. Граф решил послать папе Клименту ХI эти картины в надежде убедить его выделить деньги на строительство обсерватории в Болонье.

10. Донато Крети - «Астрономические наблюдения»



11. Джованни Беллини - «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» 1471-1474гг.
Дерево, масло. 107x84 cм.



Беллини - крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина - один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции он делает шаг вперед уже тем, что картина написана маслом, в совершенно новой технике, завезенной в Венецию только что из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене оплакивания - Дева Мария. Здесь же изображены поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, Святой Никодим и Мария Магдалина. Сплетение рук персонажей, их немая скорбь придают редкую психологическую остроту этой сцене.

12. Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино - «Святая Юстина» и «Святой Плакида» ок. 1495-1498 гг.



Картины были частью большого алтаря "Вознесения Христа", созданного для монастыря Сан Пьетро в Перудже между 1495 и 1500 годами. Корона на голове Юстины говорит о её происхождении, принцессы по рождению. Она отказалась вступить в брак по воле родителей и выбрала монашеский удел, за что и была убита ударом меча в горло. Но художник ничем не показывает причины её смерти, изображая девушку в молитвенном экстазе. Святой Плакида изображен с пальмовой ветвью - символом мученичества. Он был убит в царствование императора Диоклетиана в IV веке вместе со своей сестрой Флавией. Алтарь "Вознесение Христа" создавался как раз в то время, когда в мастерской Перуджино появился совсем юный Рафаэль.

13. Джентиле да Фабриано - «Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» ок. 1425 г.



На корабле, обреченном на гибель в бурю, матросы вознесли молитву Святому Николаю и он пришел им на помощь с небес. Русалка олицетворяет собой демоническую силу, вызывавшую бурю. Фантастические морские животные придают картине живописность и ощущение чудесного спасения.

14. Мариотто ди Нардо - «Рождество» Около 1385 г.
Дерево, темпера. 34,3x25,5 см.



Сюжет взят из Евангелия от Луки, рассказывающего о том, что первыми о рождении Иисуса узнали пастухи, пасшие стада недалеко от хлева, в котором нашло приют Святое семейство. Пастухам явился ангел, поведавший о чуде, и они тут же поспешили поклониться Младенцу.

15. Маргарито ди Маньяно, прозванный Маргариооне д`Ареццо - Святой Франциск Ассизский 1250-1270 гг.



Маргаритоне д'Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, - один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи.

16. Римская школа - икона «Христос благословляющий» вторая половина XII века


Выставка начиналась с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня. Долго всматриваясь в это изображение, можно мысленно дополнить недостающее живописное полотно и увидеть разные выражения лица Иисуса, от удивления, до улыбки. Мне кажется, в конце он улыбнулся.

Перед тем, как уйти с выставки, я еще раз вернулась к так полюбившимся мне фрескам. Как будто взлетела к куполу собора и приблизилась к небожителям.

музеи, живопись, фрески, Третьяковка, Шедевры Ватикана

Previous post Next post
Up