Небольшая прогулка по Большому театру

Dec 26, 2016 14:00

Какие подарки могут лежать под ёлкой Большого театра? Наверняка, что-нибудь волшебное и прекрасное.


Моим новогодним подарком от Большого была уникальная авторская экскурсия по театру.
1.


В вестибюле за заветной дверью нас встретила atlanta_s, в таком очаровательном виде, что я не удержалась от фото. Благодаря ей и сообществу moscultura стало возможно наше прикосновение к миру прекрасного, к миру сказки и большого труда множества людей самых неожиданных, для обычного зрителя, специальностей.
2.


Знакомила нас с Большим театром экскурсовод Ирина Николаевна, которая много лет работает в театре и любит его, как свой родной дом. Вслед за ней мы шли по зданию, наполненному персонажами сказок - мимо бутафорской щуки, лежащей на царском троне
3.


и голубоглазой царевны-лягушки,
4.


На минус первом этаже мы оказались перед Бетховенским залом. Вот эта полукруглая дека - это акустическая стена Бетховенского зала. В 70 метрах отсюда проходит тоннель метро, но слышимости нет, настолько грамотно выстроено сооружение. Огромный "муаровый" занавес (справа) сделан из камня и покрыт краской по специальной технологии - громадный стенд. Есть подвижные элементы стены, которые раздвигаются и складываются в "гармошку". Неподвижен только филенчатый пол.
5.


6. Каменный "муаровый" занавес поближе


Стеклянные панели Бетховенского зала служат для лучшей акустики и отражения звука.
7.


Платформы, которые мы видели, на одной из них стоит рояль, и она не последняя, являются компактными эстрадами. На них проводятся камерные концерты и инструментальные вечера.
8.


Нам позволили одним глазком заглянуть в знаменитые мастерские, где создаются костюмы, которые мастера подгоняют точно по фигуре задействованных в роли артистов.

9. Манекен в клеточку, рядом с ним корзина с лоскутками ткани, имитирует нужную мастеру фигуру.


Раньше в мастерских вручную изготавливались пуанты, которые балерины считали самыми лучшими. В носок туфельки мастером-клеевщиком заливалось несколько разновидностей клея, изготовленного по специальному рецепту, благодаря чему достигалась необходимая устойчивость и упругость. По настоящее время здесь работают такие специалисты, которые могут глазом отличить 50 оттенков серого цвета!
10.


Парадная лестница театра проектировалась такой ширины, чтобы две дамы в кринолинах могли пройти по ней одновременно, не прикасаясь друг к другу.
11.


Перед театром был плац (на месте фонтана), на котором проходили учения перед парадами.
Стоянка для экипажей находилась со стороны ЦУМа. В "Московских ведомостях" за 1802 г. можно было встретить такое объявление:"Коли в 4 часа пополудни стужа будет ниже 16 градусов - спектакль отменяется". Это в связи с тем, что лошади не могли находится на таком морозе длительное время.
12.


Главное фойе украшено восстановленной росписью, выполненной в технике гризайль, люстрами и алебастровыми украшениями, которые были утрачены в советское время и воссозданы вновь.
13.


В 1896 была последняя коронация и интерьер сохранен именно в таком виде, каким он был в то время.
14.


В память о работниках и артистах театра, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлена доска с их фамилиями. Артисты погибали прямо на сцене от обстрелов и бомбежек.
15.


Волшебные цветы из оперы "Сказание о невидимом Граде Китеже и Деве Февронии", стол и стулья из балета "Кармен-сюита" и другие предметы реквизита подготавливаются для встречи со зрителем.
Вход в Императорскую ложу с монограммами Николая II и его супруги Александры Федоровны.
16.


17.


18.


Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.

19.


Самое первое и несколько построенных позднее зданий, тоже погибли в огне. Труппа сгоревшего театра осталась без места выступления. Деления у актеров, крепостных, на драматических или комедийных, не было. Их перекупали дирекции императорских театров, а потом, за ненадобностью, отправляли в деревню к их хозяину-помещику.

Зеркало напротив окна, зеркало напротив зеркала - все эти приемы не только улучшали освещение, но и расширяли пространство и создавали иллюзию большого зала. К тому же во всех помещениях театра, в чем мы убедились сами, была великолепная акустика. Это еще раз доказывает гениальность архитектора, Альберта Кавоса, задумавшего и осуществившего идею высокого качества и реверберации звука. В продолжение всей экскурсии нас сопровождала классическая музыка, транслирующаяся из репетиционного зала. Благодаря этому, каждую минуту ощущаешь себя, в буквальном смысле, в храме исскуства.

20.


Во время прихода Наполеона в Москву, в 1812 году театр опять сгорел, как и многие другие строения города.

Жозеф Бове спроектировал Театральную площадь, река Неглинная была заключена в коллектор. Она протекает вдоль Китайгородской стены, под Александровским садом. Земля с Боровицкого бастиона была доставлена для выравнивания площади. Строили 6 лет в основном, тяжелым трудом крепостных.

Архитекторы Андрей Михайлов с Жозефом Бове спроектировали здание, которое было построено в 1825 году, оно тоже погибло в огне. Баки для тушения пожара, стоящие на крыше, не использовали, поскольку раскаленные крышки и краны оплавились и их не смогли открыть, что вызвало взрыв пара. Погибло все имущество театра включая декорации, библиотека, музыкальные инструменты в 1853 г. Для русской культуры это была ужасающая потеря, ибо (по указу императоров) театры располагались только в больших городах - Москве и Санкт-Петербурге.

В 1882 году была первая театральная реформа, разрешили строить помещения для театров не только в столичных городах, тогда же и появилась профессия антрепренера.

В 1856 году во время коронации было принято решение о восстановлении театра. Через полтора года это было исполнено, первая публика пришла на спектакль. Альберт Кавос - русский архитектор итальянского происхождения, руководил восстановлением московского Большого театра. На открытии было множество гостей, включая высокопоставленных иностранцев. Наполеон третий прислал вазу из сервского фарфора в подарок с дарственной надписью и . В 1857 году в Париже был издан альбом с чертежами Большого театра, который послужил учебником для театральной архитектуры ХIХ века. Альберт Кавос получил приглашение в Париж для работы, но отказался по причине плохого здоровья.
Современное здание - пятое по счету.

Императорская гостиная, выполненная в о французском имперском стиле, в цвете "раскаленного чугуна".
На переднем плане олень из оперы "Сказание о невидимом Граде Китеже и Деве Февронии" - реквизит из постановки , возле зеркала - уникальные часы-трансформер, сверху - ваза для цветов, спереди фарфоровые медальоны на фасаде с выдвигающимися ящичками.
21.


Стены обиты натуральным китайским шелком с вышивкой, для позолоты брали настоящее золото. Всего на реставрацию театра было истрачено почти четыре с половиной килограмма золота и использованы разные техники - по металлу, по дереву, по бумаге и так далее. Здесь могли находиться только члены императорской семьи, или гости, которых приглашали в императорскую ложу.
22.


Каждые две недели в Большом театре проходят выставки, посвященные истории театра и выдающимся исполнителям. На этот раз нам удалось побывать на выставке, рассказывающей о жизни и творчестве Мариса Лиепы.
23.


Наш гид, Ирина Николаевна, показывала нам сценические костюмы великого артиста
24.


Можно обратить внимание на искусную работу мастеров, выполняющих сложные вышивки, апликации и инкрустации. Мастера создавали эти шедевры, не забывая о том, что артист должен легко себя чувствовать в этом платье и свободно двигаться.
25.


Перед зрительным залом расположено полукруглое фойе, которое создано по гениальным чертежам архитектора. Всё в театре направлено на сохранение акустики и улучшения качества передачи звука. Одновременно это сооружение послужило и защитой - погасило взрывную волну при попадании снарядов в здание театра во время бомбежек. При реставрации даже был найден неразорвавшийся снаряд, который не потерял своей боевой силы и был со всеми предосторожностями вывезен для уничтожения.

26.


Перед входом в зал нас предупредили, что фотографировать из партера запрещено, можно только делать снимки, повернувшись к сцене спиной. А глаза так и смотрели на репетицию балета, восхищаясь легкими движениями артистов и мы как бы прикасались к тайне балетного искусства.
27.


Большая императорская ложа, над ней каменный позолоченный двухглавый орёл. Его предшественник был сбит революционными рабочими во время революции 1917 года. Это восстановленная по эскизам точная его копия. В этой ложе могут находиться только высокопоставленные первые лица государства и их гости.
28.


Находясь в зале, мы как бы внутри огромного музыкального инструмента, в любой точке которого музыка слышна великолепно, независимо от места расположения зрителя.

Скульптуры украшены настоящей позолотой. Золото раскатано в толщину меньше человеческого волоса. В 2009 году в зале работало 163 позолотчика. Каждый слой позолоты сушится не менее 2,5 часов. Гигантская работа по золочению была проделана реставраторами.
29.


Потолки в Х1Х веке были раздвижные и туда поднималась люстра. Сейчас люстра полностью не зажигается из-за уникальной росписи, которую надо сохранить. В прошлом люстра зажигалась только в присутствии императора.
30.


Для оформления зала архитектор заказал панели из древесины такой ели, которой должно было быть не менее ста, а лучше - ста тридцати лет. Это для того, чтобы между сучками было расстояние не меньше 5-ти метров. Из ствола ели брали доски и обшивали этот зал на 2 пальца от кирпичной кладки для достижения реверберации звука. После сушки по специальной технологии это дерево приобретает необходимые акустические свойства.

"Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит." (А.С.Пушкин "Евгений Онегин")

Раёк - это как раз вот эти "стоячие" места на самом верхнем ярусе.
31.


Деревянный плафон украшен росписью маслом на холсте. На нем изображены девять муз, служивших богу искусств Аполлону. Когда раздвигали потолок, каждая из фигур уезжала в специальную нишу, и люстра поднималась в освободившееся пространство. Расписывавший плафон художник академик Александр Титов, создал музу живописи, она находится слева от музы танца Терпсихоры, которая с красным шарфом. В греческой мифологии такой музы не было, ибо живопись считалась не искусством, а ремеслом. Видимо, так он восстановил справедливость к своим собратьям по искусству - художникам.
32.


В те времена партера не было. По краям стояли кресла для важных господ и патронов зала, а середина была пустая. "Партер уж полон, ложи блещут" (Евгений Онегин) - это значит люстра поднята, опасности нет (капающий газ, ранее масло). Ложи абонировались знатными семействами. В ложе было всего два стула, клеили обои, делали шторы и использовали ложи для встреч. Кавос изменил обстановку, сделал аван-ложи для встреч, а сами ложи стали видны всем находящихся в театре. Дамы были обязаны быть декольтированными и иметь лучшие драгоценности.
33.


Мы побывали в репетиционном зале, фотографировать в котором категорически запрещено. Сцена там приподнята на 4 градуса, чтобы было лучше видно каждого артиста, и имеет специальное покрытие. В это время кордебалет там исполнял танец снежинок, а педагог проводила репетицию, стоя в зале и держа микрофон в руках. Мы тихонечко постояли в уголке и на цыпочках удалились.

В одном из залов на стенах были исторические фотографии из жизни великих исполнителей и высокопоставленных гостей Большого театра. Вот некоторые из них.
На фоне нового раздвижного занавеса, вес его 2 тонны, сфотографирована Елена Образцова во время концерта "Браво, Елена!", посвященного 50-летию её творческой деятельности на сцене Большого театра.
Занавес выполнен в Тоскане из золотой канители, навитой на синтетическое полотно.
34.


Галина Вишневская и Мстислав Ростропович
35.


Фидель Кастро Рус, Майя Плисецкая и труппа Большого театра
36.


Нам показали старинную кладку, на одном из кирпичей которой (слева внизу) видно клеймо. Так мастер помечал тысячный камень. Место кладки специально оставлено для осмотра возле лифтов.
37.


Пол в театральных коридорах восстановлен после того, как при реставрации под советским дубовым паркетом было обнаружено покрытие из "венецианской мозаики". Это покрытие задумал архитектор Альберт Кавос. Выполнено оно было из мрамора с вкраплениями из известняка. В настоящее время оно восстановлено полностью на всех шести зрительских этажах.
38.


Толстая несущая стена, выполненная по лекалам архитектора Кавоса
39.


Выйдя из театра, я долго ходила задрав голову, чтобы увидеть снизу окошко пачечной мастерской. Там на специальной подставке возле окна находилась балетная пачка. Наш экскурсовод посоветовала найти это окно, чтобы увидеть, на какой высоте мы находились во время экскурсии.
40.


То, что мне удалось запомнить из рассказа нашего гида - это меньшая часть всей экскурсии. Запомнились фраза: "Театр должен быть эмоциональным ожогом". Для нас это был приятный ожог, я узнала много нового и необычного. Советую посетить его всем, кому интересно увидеть Большой театр "с изнанки". Нам поведали о новейшем оборудовании фирмы "Bosch", расположенном на семи этажах под сценой, о секретном бронированном кабинете, который был во времена Сталина построен в связи с опасностью покушения на вождя и еще о многом другом. Основная информация, разумеется, доступна на официальном сайте театра. Однако своими глазами увидеть, своими ушами услышать и своими ногами пройти путь от фойе до крыши - это замечательное путешествие длиной всего в 2 часа, но исторически мы прожили вместе с театром целых 240 лет.

Москультура, балет, Большой

Previous post Next post
Up