Ораниенбаум.

Jan 19, 2020 14:14




По одной из версий Ораниенбаум получил свое название от толкования немецкого перевода "Oranienbaum", что означает "померанцевое (апельсиновое) дерево".

Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущих владений Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.

[посмотреть]


Существует еще одна версия, по которой название было дано в честь короля Вильгельма III Оранского, который был кумиром Петра I. Таким образом, топоним Ораниенбаум означает «дерево Оранских».

2.



В музей Большого дворца мы попали в промозглую дождливую погоду и оказались в интереснейших интерактивных залах, рассказывающих об истории Ораниенбаума. Были показаны действующие макеты Северных земель - Ингерманландии, а также основных сражений Северной войны. На стенах проектировался видеоряд с документами и иллюстрациями исторических событий.

3.



«Светлейший Святого Римского и Российского государства князь и герцог Ижорский; в Дубровне, Горы-Горках и в Почепе граф, наследный господин Аринибуржский и Батуринский, его Императорского Величества Всероссийского войсками командующий генералиссимус, верховный тайный действительный советник, Государственной Военной коллегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Петербургской, подполковник Преображенской лейб-гвардии, полковник над тремя полками, капитан компании бомбардирской, от флота всероссийского вице-адмирал белого флага, кавалер орденов Святого апостола Андрея, датского Слона, польского Белого и прусского Черного орлов и святого Александра Невского кавалер», - таков был полный титул А.Д. Меншикова.

Александр Данилович Меньшиков - один из самых ярких представителей петровской эпохи, человек весьма неординарный, он имел выдающиеся таланты и чудовищные недостатки. Слухи о низком происхождении Меньшикова широко распространялись еще при жизни светлейшего князя. Якобы он родился в семье белужников и по выходным продавал пироги на улицах. Сам он считал себя потомком обедневших литовских дворян Меньшиковых. В юности Меньшиков оказался в ближайшем окружении молодого царя и вскоре был назначен его денщиком. С той поры Петр и Меньшиков стали неразлучны. Вместе участвовали в учениях в полку, вместе путешествовали по Европе, изучали корабельное дело. Вместе строили новую Россию - сильную и могучую евпропейскую державу.

4.



После падения Нотебурга в октябре 1702 г. , где Меньшиков командовал резервной колонной, окончательно склонившей успех на сторону русского оружия, он был награжден. За мужество, проявленное в сражении, он был пожалован чином коменданта крепости, переименованной в Шлиссельбург, и в том же году получил графский титул. В апреле-мае 1703 г., совместно с генерал-фельдмаршалом Б.П. Шереметевым, руководил осадой крепости Ниеншанц на р. Неве. 1 мая крепость сдалась и была переименована Петром I в Шлотбург; ее комендантом царь назначил А.Д. Меншикова.

5.


При рассказе о ходе сражения подсвечиваются участки макета, о которых идет речь.

Петр доверял своему другу и управление строительством новой столицы - Санкт-Петербурга. Свободный доступ к государственной казне стал для Меньшикова большим искушением. Он глубоко запустил руку в казну, однако Петр смотрел на все махинации Меньшикова сквозь пальцы.

Меньшиков жаждал безграничной власти. В 1725 году, после смерти Петра, Меньшиков перешел к решительным действиям. С помощью специально созданной партии, в которую входили: сам Меншиков, герцог Голштинский, и все иностранцы, «птенцы гнезда Петрова», которых Петр возвысил за способности, а не родовитость, возвел на трон императрицу Екатерину. Когда через два года, после смерти императрицы, на троне оказался малолетний Петр II, Меньшиков задумал его брак со своей дочерью Марией. Они были обручены в последние дни жизни Екатерины. Так он бы получил неограниченную власть. Однако, тяжело заболев, не смог противостоять заговору врагов и был лишен всех званий, имущества, имений и сослан вместе с семьей в Березов. [Где это]Березово расположено на берегу притока Оби - реке Северная Сосьва. Его история началась в 1593 году, когда здесь на месте остяцкого поселения была построена крепость Березов. Название произошло от росших здесь берез. В XVIII веке Березово превратилось в место ссылки. Сюда были сосланы сподвижники Петра I князь Александр Меншиков, Алексей Долгоруков, Генрих Остерман (все трое умерли в Березово). В XIX веке сюда же отправили некоторых из декабристов, а в начале XX века - революционеров (в том числе Льва Троцкого, который оттуда бежал). В пути умерла его жена, в ссылке от болезни умерла его старшая дочь. Сам Меньшиков говорил, что просить о помиловании не собирается. "С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу". У жителей Березова он оставил добрую память. На берегу реки Сосьвы он построил небольшую церквушку, для которой сам тесал бревна и помогал деньгами. Церковь сгорела, на ее месте был отстроен другой храм. Возле этого храма сохранилась могила дочери Меньшикова, могила же самого Александра Даниловича не найдена.

6.


Меньшиков в Березове. Написана Василием Суриковым в 1883 году. Фото из интернета.

Завершив военные действия на территории Ингерманландии, Петр I начал осваивать отвоеванные земли. Самый большой земельный надел получил Александр Данилович Меньшиков. Он возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция "первого" вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.

7.8.9.

   
   


Большой дворец был построен в 1711-1727 гг., в его создании участвовали итальянские и немецкие архитекторы, приглашенные в Россию Петром I: Ф.Фонтана, И.Ф.Браунштейн, Г.Шедель. При первом владельце сформировались все основные черты дворцового комплекса: центральная часть с жилыми и парадными интерьерами и боковые крылья, которые завершаются монументальными башенными павильонами - Японским и Церковным.

10.



После падения Меньшикова в 1727 году первоначальное роскошное убранство дворца было полностью утрачено. Дворец был передан в Канцелярию от строений, а в 1736 году - Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя.

11.



В середине VIII века Ораниенбаум переживает новый расцвет. В 1743 году резиденция принадлежит наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III, и его супруге Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II. Под руководством выдающихся архитекторов ХVIII столетия Ф.Б.Растрелли и А.Ринальди завершается формирование архитектурной композиции дворца, сооружаются подпорные стены террас и изысканная гранитная лестница.

В конце своего правления Екатерина II пожаловала здание дворца Морскому шляхетному корпусу. Однако, вскоре её сын Павел I вернул Ораниенбауму статус великокняжеской летней резиденции и передал её наследнику престола великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.

12.



От старшего брата дворец перешел к его младшему брату великому князю Михаилу Павловичу, который в 1830-х годах дарит его своей супруге великой княгине Елене Павловне. С её именем связана целая эпоха в истории Ораниенбаума. Великая княгиня не жалела сил и средств на благоустройство любимой летней резиденции и обновление внутреннего убранства Большого дворца. Блестящие образцы русского интерьера середины ХIХ века в стиле неорококо, созданные по проектам архитекторов П.Бонштедта, Г.Боссе и Г.-Г.Прейса можно увидеть во дворце сегодня.

13.



Потомки великой княгини Елены Павловны, герцоги Микленбург-Стрелицкие владели Большим дворцом до 1917 года. После революции дворец не был передан музею, и в советский период в нем располагались различные гражданские и военные учреждения. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум избежал немецкой оккупации и его памятники практически не пострадали.

14.



Центральный вестибюль дворца находится на главной оси всего Ораниенбаумского ансамбля. Уже при Меньшикове дворец получил характерную для архитектуры барокко симметричную планировку, которая почти не изменилась. Первый этаж дворца был отведен под служебные помещения, сгруппированные вокруг вестибюля. Сохранились сводчатые потолки вестибюля, остальной интерьер воссоздан по историческим сведениям. В ходе реставрации был обнаружен стенной шкаф. В 1748 году над интерьером дворца, в том числе эскизами парадной лестницы работал Франческо Расстрелли, строительством руководил архитектор Ринальди. Лестница имеет два марша, ступени выполнены из дуба, перила ореховые, имеющие резные балясины в виде фигурных ваз, увитых резными листьями. Во времена Меньшикова ее красили в белый цвет под мрамор, что придавало ей вид, как считалось "богаче".

15.


Деревянная лестница, ведущая на второй этаж выполнена вручную, каждая балясина имеет индивидуальные отличия и ни одна в точности не повторяется.

Над лестницей потолки украшены лепными украшениями, подчеркивающими ратные подвиги и имеющими вензеля хозяина Дворца.

16.



Лепнина создавалась вручную, малейшая ошибка приводила к полной переделке узора. Элементы узора содержат пушки с ядрами, сабли и походные трубы, что говорит о воинской славе владельца Большого дворца. С парадной лестницы мы попадаем в буфетную. Здесь находится буфет с фарфоровыми миниатюрами работы мастеров Берлинской фарфоровой мануфактуры.

17.



На втором этаже располагались анфиладой парадные и жилые покои. При Меньшикове второй этаж делился на две половины - летнюю и зимнюю (отапливаемую), а при последующих владельцах - на мужскую и женскую. Из буфетной двери ведут в столовую.

18.



Столовая

В первой четверти ХVIII века при князе Меньшикове в юго-западной части второго этажа находились три небольших помещения с низкими потолками, убранные как парадные спальные покои. При реконструкции дворца Ф.Б.Растрелли в 1740-х - начале 1850-х годов стены этих комнат, находившихся на половине великого князя Петра Федоровича, затянули разноцветными шелковыми обоями, а над дверями поместили живописные полотна.

19.



Столовая и буфетная появились на месте прежних покоев при великой княгине Елене Павловне в 1852-1854 гг. Авторство этих двух интерьеров принадлежит архитектору Людвигу Бонштедту. По его проекту Столовая была перекрыта высоким зеркальным сводом, оконные и дверные проемы оформлены эффектными резными наличниками, увенчанными фигурками трубящих путти.

20.



Стены и свод были украшены лепным декором в стиле неорококо, который исполнил мастер П.Дылёв. Хрупкие узоры из растительных и цветочных мотивов на фоне нежных оттенков голубого, зеленого и кремового напоминают фарфоровое кружево.

21.



В то же время натуралистичные рисунки, симметричная структура декоративных композиций, подчиненная архитектурным члененеиям, отличают ретроспективный стиль ХIХ столетия от прихотливых фантазий рококо ХVIII века.

22.



Предметы убранства Столовой, выполненные по заказам Елены Павловны для интерьеров Большого дворца, относятся к лучшим образцам мебельного и декоративно-прикладного искусства ХVIII века из исторической коллекции Ораниенбаума.

23.



Столовый гарнитур в технике полихромной росписи и золочения изготовлен в ораниенбаумских столярных мастерских в 1858 г. по рисункам архитектора Г.-Г.Прейса. Пастельные тона росписи, мотивы резного декора из листьев и розовых бутонов перекливаются с лепной отделкой стен и потолка.

24.



Мебельный гарнитур с фанеровкой из розового дерева, обитый тканью "обюссон" [что это]фабричная ткань с цветочным рисунком, подражание ручным изделиям в технике гладко-ниточного ткачества французской гобеленовой мануфактуры в городе Обюссон, также создан по эскизам Г.-Г.Прейса в мастерской Гютона в 1855г.

25.



Законченный образ интерьеру столовой придают две фарфоровые люстры, одна из которых изготовлена на Мейсенской мануфактуре во второй половине ХIХ века, а вторая - воссоздана по образцу.

26.



Светлые интерьеры, полные радостных весенних красок, излучающие тепло, и сверкающее великолепие лепных и фарфоровых украшений заставляют забыть о хмурой погоде за стенами Большого дворца.

27.



Однако, прогулка по Ораниенбаумскому Большому дворцу не окончена. Продолжение следует.

Ораниенбаум, прогулка, Питер, Ломоносов, дворец, экскурсия

Previous post Next post
Up