![](https://i8.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4811.md.jpg)
В двух залах Эрмитажа - Гербовом и Гренадерским (Пикетном) разместилась прекрасная выставка изделий Императорского фарфорового завода, начиная с царских времен и заканчивая изделиями современных мастеров.
![](https://i0.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4843.md.jpg)
Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий.
Его площадь составляет 1000 квадратных метров. Во время царствования Екатерины II на месте зала была Белая галерея, оформленная по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Павел I изменил назначение зала - Траурная зала для прощания с усопшими. В дальнейшем, залу вернулась прежняя функция.
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4809.md.jpg)
Зал освещен массивными люстрами. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах, к концу XIX века пришли в полную негодность. Шпиатра (польск. «смесь») - обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова; иногда - цинк с добавлением свинца и железа.
![](https://i0.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4810.md.jpg)
На входе в зал - скульптуры воинов со знаменами, на древках которых щитки с гербами Российских губерний.
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4823.md.jpg)
Гербовый зал одним из первых электрифицированных помещений Эрмитажа. В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах - Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском.
Современные люстры Гербового были изготовлены по старому проекту под руководством архитектора Императорского двора Леонтия Бенуа. Исполнены были в золочённой бронзе на Петербургской бронзовой фабрике Адольфа Морана. В конце 19 века успех фабрики Морана был связан с правительственными заказами, с дорогостоящими заказами для украшения дворцов, храмов, парков. За свои работы Адольф Моран получил почетный титул поставщика бронзы для Императорского двора, но в 1892 году покинул Россию, он был подданным Франции, Российского гражданства не имел, отливал формы по Российскими меркам, и не вторил западным технологиям, и этот момент очень удручал его, равнение должно было быть только на западные образцы. Вес каждой люстры 380 кг.
![](https://i8.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4804.md.jpg)
В гербовом зале представлены старинные изделия из фарфора, а также имеется большая фотография процесса их создания в мастерской.
![](https://i8.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4807.md.jpg)
Сначала изготавливались эскизы рисунков для росписи фарфора. На выставке есть, в том числе, эскизы Малевича и Кандинского, а также изделия, на которых они выполнены.
![](https://i0.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4794.th.jpg)
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4792.th.jpg)
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/collage111.th.jpg)
Гренадерский или Пикетный зал изначально служил для развода дворцового караула - пикета.
![](https://i0.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4758.md.jpg)
В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала - рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения. Военная тематика должна была подчеркнуть назначение зала.
![](https://i8.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4750.md.jpg)
В Гренадерском зале выставлены работы современных мастеров. Некоторые из них озадачили. Например, вот эта витрина называется "Знаки Зодиака". Но я не только не нашла свой знак "Лев", но даже не смогла определить ни одного из двенадцати известных знаков. Настоящее искусство заставляет крепко задуматься, не правда ли?)
![](https://i0.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4765.md.jpg)
А вот эти причудливые тыквы меня очаровали и долго притягивали своей красотой, не давая отойти от витрины.
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4753.md.jpg)
Больше фарфоровых шедевров Императорского фарфорового завода на небольшом видео:
Click to view
В прошлом году в мой приезд в Санкт-Петербург этой выставки не было, так что мне повезло удачно попасть в Эрмитаж.
![](https://i9.wampi.ru/2020/01/11/IMG_4849.md.jpg)
За окном была вот такая черно-белая картинка. Выходить из роскошного дворца не хотелось, но вечером меня уже ждал поезд домой. Питер провожал нас дождем. Однако, посещение Эрмитажа всегда наполняет душу золотым солнечным светом и красотой интерьеров.
Всем хорошей погоды в предстоящее воскресенье!