Этот безумец Платонов

Mar 21, 2019 13:34




Посмотрела спектакль "Этот безумец Платонов" в театре Российской армии и хочу поделиться впечатлениями.

Пьеса А.П.Чехова, по которой режиссер Александр Бурдонский поставил спектакль, была написана автором в юности и пролежала долгие годы неопубликованной. Её обнаружили и напечатали впервые в 1923 году, уже после смерти Антона Павловича. Называлась пьеса "Безотцовщина", а также "Пьеса без названия" и "Платонов". Экранизировали и ставили её множество раз, как у нас, так и в других странах. Было интересно, ведь сколько постановок - столько разных акцентов. В ЦАТРА спектакль идет уже три года, премьера была в январе 2016г.

2.



В постановке Александра Бурдонского на первом плане стоят непростые взаимоотношения героев. Главный персонаж - сельский учитель, Михаил Васильевич Платонов, притягивает к себе внимание окружающих своим обаянием и будоражит размеренную скуку загородной жизни в имении генеральши Войницевой. Дамы испытывают к этому человеку, позволяющему себе резкие и беспринципные оценки, тайную страсть. Они готовы разорвать его на куски на все в стремлении обрести любовь и покорить сердце этого безумца Платонова. Все женские персонажи, кроме девочки - горничной Войницевых, гоняются за Платоновым. Обожающая его без меры жена, Саша (з.а.РФ Анна Глазкова), верит ему безгранично, но он поддаётся желанию других женщин и изменяет ей, чем разбивает её сердце. Платонов обладает в начале пьесы интеллигентной мужской притягательностью, но в какой-то момент, напившись, становится жалок и отвратителен. Он может обидеть даже самое преданное ему сердце, сам того не замечая.

Между мухами с своим умом ты была бы самой умной мухой!

3.



В спектакле чувствуется неопределенность грани между верой и безверием, метание и отчаянье героев. Сильный актерский состав делает каждую роль буквально бриллиантом в оправе из разнообразных, продуманных костюмов. Героини переодеваются соответственно настроению, характеру сцены и своему отношению к... Платонову! Какой мужчина устоит, если к нему прискачет на лихом коне богатая прекрасная женщина в амазонке? Только влюбленный в другую. А Платонов пользуется расположением всех дам одновременно и при этом "немножко женат".

Обычно хочется отметить кого-то особенно, но здесь абсолютно все актеры играют в полную силу и максимально раскрывают характер и темперамент своего персонажа.

4.



Образ Платонова - человека с больной совестью, прекрасно исполнен з.а.РФ Игорем Марченко. Такой эмоционально переполненный и страдающий от предсказуемости мира человек, заранее знающий последствия и идущий на поводу у случая, даже делая окружающим больно, не считает себя виноватым. По большому счету он чувствует себя как доктор, причиняющий маленькую боль для спасения жизни пациента. И люди готовы простить ему все за те чувства и страсти, которые он вносит в их неинтересную до его появления жизнь. Но страдает он не меньше, а даже больше, от своей бесхребетности в первую очередь.

5.



Генеральша Войницева (Наталья Лоскутова) сыграна властной и очень умной помещицей, которая может круто обойтись или обласкать любого. Она хочет получить Платонова любой ценой. Однако, Платонов уклоняется от её настойчивых ухаживаний. И к тому же я всё-таки... хоть немножко, да женат. Но генеральша не отступает и продолжает надеяться.

6.



Мария Грекова (Мария Шмалевич) - это что называется "от любви до ненависти один шаг". Даже не шаг, а прыжок. Ибо эта милая дамочка появляется перед нами в наряде Коломбины (в имении затеяли маскарад) и от нетерпения подпрыгивает и так же скачут её чувства и эмоции - от наивных улыбок и смеха до потрясающих все её кружева рыданий. И причиной тому опять же Платонов, в которого она влюблена и поэтому смертельно оскорблена его невниманием к себе. А Платонов даже и не скрывает своих насмешек, чем приводит её то в слезы, то в ярость, то в исступление. Взрыв эмоций и бешеный темперамент, просто огонь.

7.



На фоне сливающихся с полумраком, лаконичных, продуманных декораций люди выступают яркими, характерными и непостижимыми. Что нужно Софье (з.а.РФ Наталья Курсевич), благополучно и счастливо замужней женщине, почему она хочет бросить все - богатую обеспеченную жизнь с любящим мужем и уехать с Платоновым куда глаза глядят? Об этом знает только юное сердце 18-летнего автора, Антона Чехова. Это первая любовь, задремавшая под уютным одеялом расслабленного загородного быта, усыпленная свежим воздухом и приятным досугом. А сердцу-то хочется бури страстей, даже излишне театральны и пафосны реплики Софьи, о чем ей замечает предмет её обожания. А позы, которые она принимает, напоминают актрис немого кино. Сначала Платонову интересно наблюдать свою постаревшую бывшую возлюбленную, идеал молодости, но поневоле поддавшись на её бурные изъявления чувств, он все же даёт задний ход, оглядывается на прошлое и не спешит бежать, ведь от себя не убежишь. Комедия в 2-х действиях, как обозначено в программке, в финале превращается в трагедию. У Чехова "комедия" - это не смешное представление, а наоборот. Этот стон у них песней зовется Жалок и подавлен обманутый муж Софьи, в начале пьесы улыбчивый красавец Сергей Войницев, сыгранный Александром Рожковским очень тонко и интеллигентно. Так нежно любящий свою супругу, он не может причинить ей боль. Он блестяще раскрыл такой вроде бы непопулярный образ обманутого мужа, безвольного пасынка под влиянием властной мачехи и все прощающего радушного хозяина и друга. Все оттенки чувств - от беззаботного веселья и радости, нежности и любви к одной женщине, откровенное изумление от осознания своего бессилия вернуть привычный уклад. Есть и такая любовь, на которую не способен мятежный Платонов, загорающийся от искры взгляда и со временем остывающий.

8.



О каждом герое пьесы можно писать долго и обстоятельно, однако особенно хочется обратить внимание на играющих горничную Катю и мальчика посыльного, воспитанников детской студии ЦАТРА. Юные актеры Полина Тупицына и Никита Лысянский сыграли замечательно, у них даже была отдельная сценка с раздуванием самовара для гостей, в которой они дали зрителю возможность улыбнуться, в зале слышался смех и оживление. В общем впечатление от спектакля "Этот безумец Платонов" сильное. Состав актеров высшего пилотажа играет на струнах души зрителя так же уверенно, как главные герои пьесы на гитаре. Забрасывает вполне современные вопросы в головы, как отправляет бильярдные шары в лузу. Сейчас таких Платоновых, режущих по живому, много, а тогда это было как бы предсказание к их появлению или наблюдение автора за первыми ласточками в спокойном "тихом омуте". Может быть, поэтому перед спектаклем мы увидели две фотографии в полный рост, одна из которых была негативом, а другая позитивом. Но изображены на ней были одни и те же люди. Захотелось перечитать и пересмотреть чеховские вещи. Знаток душ человеческих, терзаемых страстями и сомнениями.

За приглашение на спектакль моя благодарность сообществу moscultura и Антону ehidna_mau. Узнать об этой и других постановках ЦАТРА в социальных сетях на страничках: театра в соцсетях: ВКонтакте, Фейсбук, youtube, Твиттер, инстаграм.

Чайка, #идувтеатр, Москультура, Театр, ЦАТРА, Чехов, спектакль

Previous post Next post
Up