Посмотрела в театре МХАТ им. М.Горького спектакль по произведению А.Н.Островского "На всякого мудреца довольно простоты" и хочу поделиться впечатлениями. Школьные идеологически выдержанные сочинения по Островскому у многих надолго отбили охоту возвращаться к этому классику, а зря. Его пьесы остаются актуальными до наших дней. Никто не удивляется, что молодой человек, имеющий желание получить от жизни по максимуму и не имеющий состояния, стремится сделать карьеру, выгодно жениться и хочет понравиться нужным людям. В наше время тоже самое - на хорошую должность устраиваются по знакомству, "с улицы" никуда не берут, даже на небольшую зарплату. Времена меняются, а люди по-прежнему идут по головам навстречу благосостоянию, и это не новость.
Спектакль отлично поставлен. Часто меняющиеся добротные, яркие и хорошо продуманные декорации переносят действие в различные по обстановке и состоятельности хозяев, дома московских господ. Вышитые золотом, украшенные перьями и кружевом оригинальные костюмы актеров - просто чудо. Чувствовалось, что женщинам - актрисам очень нравится красоваться в этих нарядах, а мужчины, даже в солидном возрасте выглядели кавалерами и вели себя соответственно. Как они ухаживали за дамами! Такого хохота в зрительном зале театра я давно уже не слышала.
2.
Главный герой, Егор Дмитриевич Глумов (Н.С.Коротаев) несмотря на свои явно отрицательные качества, остается симпатичен не только зрителю, но и самим благодетелям, обманутым его внешней покорностью и услужливостью. Не даром его богатый дядя, Нил Федосеевич Мамаев (н.а.РФ С.С.Еремеев) так полюбил вновь обретенного племянника - Глумов почтительно выслушивал все его поучения и разглагольствования обо всем на свете. Крутицкий (з.а.РФ С.Э.Габриэлян) относился к нему как к очень толковому и нужному человеку - ведь Глумов написал за него целый трактат! А Иван Иванычу Городулину (А.Ю.Карпенко) понравился спич, сочиненный для него Глумовым. Полезный молодой человек, считают тузы общества и в последней сцене, уже после после разоблачения, сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». Глумовы никогда не переведутся, ибо нужны, как воздух, ленивым и не очень владеющим пером чиновникам.
3.
Состав актеров поражает - на одной сцене выступают четверо заслуженных и два народных актера России. При этом никто не выделяется особо, не стремится "перетянуть одеяло" зрительских симпатий на себя. Каждая роль - богатый особенностями, самобытный и кропотливо вылепленный образ героя. Даже небольшие роли, такие как слуги - просто восхитительно блистают в общем узоре действия. Слуга Крутицкого (н.а.РФ И.С.Криворучко) из своей роли сделал маленький шедевр, даже слезы навернулись на глаза. Вспомнились старые верные слуги господ, преданно любящие их и посвятившие всю свою жизнь служению барину. Слуга богача Мамаева (К.А.Ананьев) в новой ливрее - другой образ, немножко плутоватый и не чурающийся заработать, тоже вполне понятный и милый.
4.
Слуга Турусиной, Григорий (з.а.РФ А.В.Самойлов) своим появлением вызывал улыбку, а репликами - дружный смех в зале. Обожатель своей госпожи, именующий её "богиня!" был абсолютно прав - она как ангел, облагодетельствовала множество лиц с сомнительной биографией, призревала убогих и блаженных, но в результате сама же и пострадала от жадности своих приживалок и почти святой, предсказательницы Манефы (Л.В.Кузнецова). Манефа была неожиданно смешной, а не просто нарочито наглой и совсем невоспитанной жадной теткой, пользующейся вседозволенностью в доме богатой вдовы Турусиной (з.а.РФ Е.В.Катышева). Красавица Турусина была даже более мила и эффектна, чем её молоденькая племянница Машенька (А.С.Ребеко). У Машеньки, по роли бедной родственницы, основным выражением лица было недовольное или плачущее, всего пару раз улыбнулась и личико осветилось, стало хорошеньким. А вот красавица - жена Мамаева, Клеопатра Львовна (з.а.РФ Ю.А.Зыкова) казалось, родилась в шелках и драгоценностях, с широко открытыми огромными глазами и с гордо поднятой головой. Вот кому роль доставляла истинное удовольствие! Шляпки с перьями, нарядные платья и изысканные прически - прекрасное обрамление выдающегося таланта актрисы. Не поверить в её страстные вздохи и красные от смущения щеки было просто невозможно. Всю палитру чувств - от пылкой увлеченности до жгучей ревности и желания отомстить, она положила перед нами как раскрытую книгу. Браво!
5.
Спектакль с момента написания комедии автором, выдержал несчетное количество постановок, он видоизменялся, становился более современным, но всегда оставался актуальным и востребованным. Нынешняя постановка Владимира Бейлиса появилась на сцене в 2002 году, и с тех пор билеты на «На всякого мудреца довольно простоты» раскупают перед каждым представлением. Здесь нет экспериментальных режиссерских приемов. Пьеса Островского удивительно актуальна в своем первоначальном виде и звучит со сцены известнейшего российского театра практически в таком же виде, как и более века назад. Обратите внимание на сильный актерский состав в программке спектакля.
6.
Комедия высмеивает пороки более чем столетней давности, а удержаться от хохота невозможно. Но вместе с тем задумываешься о современных реалиях и понимаешь - персонажи Островского живут среди нас и не переведутся в ближайшее время. Единственный положительный герой - Курчаев (Д.В.Корепин), ничем особо не блистающий, лихой гусар и автор скандального шаржа на дядюшку, в итоге получает руку богатой наследницы и присоединяется к кругу избранных господ. Его роль благородного кавалера не так ярка и эмоциональна, но так и должно быть - настоящая личность гордо ждет признания и оно приходит. Зрители долго и бурно аплодировали, после спектакля многие делились впечатлениями, послевкусие осталось приятным и легким.
7.
Если хотите увлекательно провести вечер, увидеть разнообразные (от импрессионизма до классики) интерьеры и шикарные платья на прекрасных дамах, услышать хорошую музыку и от души посмеяться, приходите на комедию Островского "На всякого мудреца довольно простоты" - и будет вам счастье. В просторном фойе театра в антракте долго рассматривала многочисленные фотографии актеров и сцен из спектаклей с участием народной артистки Т.В. Дорониной, Президента МХАТ им. М.Горького.
8.
За приглашение на спектакль моя благодарность сообществу
moscultura и
tushinetc. Об этом и других спектаклях, а также новостях театра читайте на страничках в социальных сетях:
ВКонтакте,
Фейсбуке,
Инстаграм,
Канал на Youtube.