Побывала в
Театре российской армии на спектакле
"Чайка" по самому известному, наверное, произведению А.П.Чехова. Впечатления очень яркие и нестандартные.
Казалось бы, пьесу Чехова ставит каждый второй театр и удивить зрителя уже нечем. Однако, когда мы поднялись в фойе малого зала театра, нас пригласили... на сцену! За кулисами стояли декорации, создавая ощущение таинственности и вызывая интерес. Сквозь витражи проглядывали силуэты и лица. В полутемном пространстве сцены было несколько рядов у задника, над которыми загадочно свисали вьющиеся ветви деревьев. Так бы можно было наблюдать, а точнее - подглядывать за героями пьесы, сидя в укромной беседке на берегу озера.
Благодаря замыслу режиссера Александра Васильевича Бурдонского, сразу создалась интимная атмосфера частной жизни, когда каждый взгляд и каждый шорох имеют значение, прикосновения почти осязаемы. Протяни руку и ощутишь тепло свечей, расставленных вдоль незримой границы между сегодняшним днем и той, неспешной и полной желаний и эмоций, жизнью барской усадьбы и её обитателей. Когда Ирина Николаевна Аркадина (Анна Глазкова) под кружевным зонтиком лежала среди разбросанных в траве листьев и читала Мопассана, небрежно поигрывая хорошенькими ножками в воздухе, ощущалась и летняя истома, и дуновение ветерка с озера. Созданный Романом Богдановым легкий и изменчивый образ Бориса Тригорина был современен и понятен, его страсть, увлечения и разочарования в двух шагах от нашей "беседки" то обдавали жаром, но окатывали ледяной водой. Какой он красивый и талантливый, обаятельный и вожделенный любимец публики. Может быть, автор пьесы видел себя в этом образе, которому актер придал нечто игривое с оттенком капризного ребенка под давлением жестокого взрослого мира. Константин Треплев, сыгранный Александром Рожковским трогательно, динамично и предстающий почти современным молодым талантливым драматургом, был яростен и прекрасен. Нина Заречная (Мария Шмалевич) сначала наивная и открытая и в конце пьесы познавшая трагичность жизни одинокой актрисы и правда была сравнима с чайкой, летающей над озером и подбитой забавы ради метким стрелком. Хорошо, что чучело чайки не протаскивали над залом, как это практикуется в некоторых постановках. Манипуляция с летящей искусственной птицей всегда вызывает смех и разбивает пронзительность момента. Думаю, что играть в таком положении, когда зритель на сцене, актерам невероятно трудно. Но они выдавали эмоции лицом к пустому залу - колдовскому озеру, через который перекинут помост, и спиной к зрителям, затаившимся в прибрежных кустах в двух шагах от действия.
Жальче всего было Петра Николаевича Сорина (Константин Денискин), каково ему было без мягкой мебели, кресел и других излюбленных мест старых больных людей. Доктор Дорн (Виталий Стремовский) наоборот, невзирая на солидный возраст, легко перемещался, шутил и был отдушиной среди остальных страдающих по разным причинам персонажей. Сюжет пересказывать не буду, он известен почти наизусть. Из женских ролей хочу отметить Машу (Ольга Герасимова) - серьезная и филигранная работа, на полутонах и ощущениях. Напротив, актриса Наталия Курсевич, сыгравшая её мать, Полину Андреевну, была слишком, до комизма, увлечена погоней за доктором. Наверное, потому Чехов и назвал пьесу комедией, относясь к "Человеческой комедии" Бальзака. Грозен и велик был Шамраев (Андрей Новиков), чувствовалась военная привычка к грубой солдатской действительности, все-таки по сюжету отставной поручик. Когда он щелкнул кнутом, прямо мурашки по коже - с таким шутки плохи. Виденные раньше Шамраевы были какие-то амёбные, мякишные, а этот - глыба, матерый человечище. Программка с действующими лицами и другими причастными к созданию спектакля.
До этого не озадачивалась подробным знакомством с личностью Александра Васильевича Бурдонского, хотя его спектакли давно и успешно идут в театре. А тут почитала его яркую биографию и поразилась цельностью характера и устремленностью в творчестве создавать новое и неожиданное. Жаль, режиссер ушел из жизни, но он оставил для нас настоящие шедевры, каждый из которых достоин зрительского признания. Этот спектакль режиссер ставил еще в студенческие годы в ГИТИСе, потом в Японии его Заречную играла актриса из Токио. Благодаря природной сверхчувствительности режиссера стало возможным это чудо, отмеченное высокой постановочной культурой, яркой образностью, тонким психологизмом и высоким накалом страстей. Спектакль побуждает нас задумываться о недостатках, достоинствах и истинных ценностях, формировать собственное отношение к жизненным проблемам. В начале каждый актер вынес горящую свечу, в финале свечи унесли все, кроме одного - трагически окончившего свою жизнь Константина Треплева. Язычок пламени, как мятущаяся душа, жадно лизал пространство и напоминал - вот я совсем недавно был среди вас, а меня уже нет. Как нет сожженой рукописи моего произведения, осталась только память. Вы будете помнить меня?
"Чайка" - лабиринт мимолетных увлечений и роковых привязанностей и играя её на малой сцене, актеры взглядами и движениями губ выражают свои чувства. Содержание пьесы неизменно, но сама форма поражает своей камерностью и интимностью, глаза в глаза. Чем ближе к нам искусство, тем оно доходчивее и забористей. Мы уже были на спектаклях, где зритель размещается на сцене, однако здесь это не просто сцена, а как бы наблюдательный пункт, укромная засада. Нечто новое рождается в пламени свечей и ветвях деревьев. Спектакль является лауреатом международного чеховского театрального фестиваля "Мелиховская весна".
За приглашение на вечер моя благодарность сообществу
moscultura и Антону
ehidna_mau. Узнать об этой и других постановках ЦАТРА в социальных сетях на страничках:
театра в соцсетях:
ВКонтакте,
Фейсбук,
youtube,
Твиттер,
инстаграм.