Отцы и дети. МХАТ им. Горького

Feb 22, 2019 03:12




МХАТ им.Горького вчера показывал спектакль "Отцы и дети", поставленный режиссером А.И.Дмитриевым по одноименному произведению И.С.Тургенева и приуроченный к 200-летию со дня рождения писателя.

Со времен школы не обращалась к этой драме, в которой главный герой погибает. Но перед этим печальным финалом перед нами развернулись события из жизни отцов и детей разных сословий. Дворянское гнездо разворошил бунтарь-нигилист Евгений Базаров (Николай Каратаев). Вы помните кто эти нигилисты? Правильно, отрицают все утверждения, которые другие свято берут на веру, не требуя доказательств. "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта", то есть искусство тоже не полезное для жизни занятие. Разрушители, которым прежде всего надо "место расчистить", а потом уже думать о строительстве нового. Прямо как в песне, "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем". А теперь таких "лохматых" и грубиянов, пожалуй, даже больше, чем молодых людей с идеальными манерами и приятным обращением, как Аркадий Кирсанов (Юрий Ракович). Контраст велик между задиристым, опасно сверкающим глазами Базаровым и утонченным, великодушным, почти всегда улыбающимся Аркадием Кирсановым. И если в школьные годы милее казался невоспитанный бунтарь, теперь ближе галантный дворянин.

Вот не могу, подпадаю под очарование хороших манер, поэтому не противен, как в юности, а даже наоборот - понятен и достоин сочувствия Павел Петрович Кирсанов (Засл. арт. России Титоренко А.И.), дядя, будто бы по Пушкину, "самых честных правил". Рыцарь печального образа, вызывающий на дуэль распущенного молодца и целующий руку Фенечке(Ирина Архипова), хоть она из простых, но достойна уважения как женщина и мать. Такой образ Павла Кирсанова даёт другую трактовку этому персонажу, чем во времена строительства коммунизма. Дворянин остаётся им в любой ситуации, даже раненый он отдаёт должное своему противнику, который, впрочем, тоже ведет себя достойно и оказывает ему помощь, как врач. Смешно во время дуэли повел себя "секундант" Петр (Дмитрий Корепин) - его боязнь крови и другие выходки вызывали смех в зале, а более всего мимика и закрученные усики. Так что никто и не понял, какая это была все-таки страшная вещь - желание убить человека из-за нанесенного оскорбления. Поставить под удар благополучие семьи друга. Цинизм Базарова проявился в этом так же сильно, как рыцарство Павла Кирсанова, знающего только один способ поставить на место обидчика.

2.



Из женских ролей перед нами на сцене самая первая предстаёт Фенечка. Ирина Архипова владеет какой-то непостижимой магией, душевностью, мягкостью. Весь её облик излучает свет и радость, которые не менее искренни, чем слёзы в сцене с Павлом Петровичем Кирсановым. Эта красивая девушка с косой никак не вяжется в качестве супруги со своим барином, Николаем Петровичем Кирсановым (Антон Романович Хомятов), от которого у неё ребенок. Он весь такой несуразный, не владеющий ни агрономией, ни экономией - ничем в полной мере, кроме разве исполнения Шуберта на виолончели, звуки которой кажутся сыгранными с чувством и удивительными в этой усадьбе. Такой вечно извиняющийся и всех любящий. Не притесняющий мужиков, которые по словам Базарова "и Бога слопают". В хозяйстве у него все наперекосяк, зато в семейной жизни счастье.

3.



Дом родителей Базарова, отставного лекаря Василия Ивановича(А.В.Зайков) и Арины Власьевны (з.а.Л.Л.Матасова) был не просто декорацией, а будто бы настоящим бревенчатым домом с соломенной кровлей. Очень интересно было рассматривать обстановку - печь с чугунком и ухватом, иконы в красном углу, шкаф с книгами, карта мира и рисунок Леонардо да Винчи на стене. Такие продуманные детали сразу дают представление о людях, живущих в этом уютном доме с простыми занавесками в цветочках, вышитыми подушками на диванчике и цветами в горшках на подоконниках. Любящие родители, имеющие мало средств, но обожающие своего сына, боятся ему помешать, стеснить его свободу и в то же время с трудом сдерживают свои чувства. При этом их наивные старания угодить "Енюшеньке" и не надоесть вызывают добрую улыбку. За что им горе, таким хорошим, милым старикам? А ни за что. Но все равно очень трогательные образы, до слёз прямо.

4.



Дом Анны Сергеевны Одинцовой, в противоположность дому Базаровых, отделан с претензией на шик и богатство. Мы оказываемся в гостиной с белым роялем, на котором сестра хозяйки Катя (Кристина Пробст) играет для гостей и покоряет сердце Аркадия. Анна Сергеевна обращает внимание на Базарова. Тонкая, ироничная игра Ирины Фадиной предлагает нам образ властной, но разумной дамы, которая вроде бы увлекается новым опасным "хищником", но предпочитает вовремя остановить его атаку. Это не безответная Фенечка, а женщина с опытом. "Воспоминаний много - вспомнить нечего" - говорит она о своей жизни. Играть с огнем опасно, но так увлекательно. Два человека, отрицающие любовь, вдруг проявляют друг к другу сходные чувства. Но благоразумие останавливает Анну Сергеевну в шаге от здорового Базарова, а какое чувство приводит к постели умирающего? Жалость к неосуществленным мечтам, надежда помочь или зов несостоявшейся любви? А его привлекает "роскошное тело - хоть сейчас в анатомический театр" и вероятно, богатство Анны Сергеевны. Не зря он говорит, что выйти за богатого старика не странно, а благоразумно. Как раз для нее, подвергшейся осуждению из-за неравного брака, такой человек был бы хорошим пусть не возлюбленным, но хотя бы другом. Но на приятельство с женщиной Базаров не согласен.

5.



Возлюбленная пара: Аркадий - Катя - милые прекрасные молодые люди, встретившие свою любовь и счастливые этим безмерно. Радость обуревает Катю настолько, что она после предложения руки Аркадием, бросается к роялю и весело играет Моцарта. А потом они танцуют нежный танец вдвоём - финальная сцена как бы заслоняет собой весь ужас предыдущей, где на руках близких умирает Базаров. Тургенев не любил своего героя, он не дал ему ни разделенной любви, ни славы и открытий в естественных науках, коими тот занимался. А за что его любить? Но пусть бы жил себе, приносил людям пользу - лечил крестьян, составлял научные труды. Базаров неудобный, занимающий много места, вызывающий на себя внимание, раздражающий и шумный, оказался лишним и был удален автором и жизни. А без него было бы скучно, чтобы понять хорошее, нужен такой раздражитель. Чтобы знать, как нельзя себя вести. В этом, наверное, смысл. А не в разных взглядах отцов и детей на мир, это в порядке вещей и каждое поколение в чем-то отличается от предыдущего.

6.



Спектакль также поразил множеством показанных интерьеров, продуманностью обстановки каждого, платьями, шляпками, аксессуарами и обувью персонажей. Люблю такие костюмные спектакли, проходящие в разных созданных на сцене помещениях, на природе под пение птиц и шум дождя. Огромный зал буквально замирал и в следующее мгновение взрывался аплодисментами. Сидящие рядом до слез переживали трагедию Базаровых, а потом улыбались и аплодировали актерам, вышедшим на поклоны. В отличие от легендарного выражения К.Станиславского, я бы сказала: "Верю!" Естественность, жизненность и, как ни странно, современность и актуальность спектакля очевидна. Бережное отношение к авторскому тексту вызывает добрые чувства и благодарность. Тургеневский язык прекрасен и слушается со сцены как музыка.

7.



За приглашение на спектакль моя благодарность сообществу moscultura и tushinetc. Об этом и других спектаклях, а также новостях театра читайте на страничках в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбуке, Инстаграм, Канал на Youtube.

москультура, театр, #идувтеатр, МХАТ им.Горького, спектакль

Previous post Next post
Up