Посмотрела в Театре Российской армии премьеру "Юг/Север". Спектакль поставил Гарольд Стрелков, талантливый современный режиссер, имеющий свой подход к постановке.
Вот он говорит в интервью перед премьерой: "Уникальность пьесы в том, что в ней рассказывается история, сотканная из личных жизненных историй актрис, которые играют эту пьесу. То есть все монологи, которые есть у актрис, это их личные истории. То ли ты на спектакле, то ли на авторском вечере. А так как актер в этот момент не врет, то зритель включается в процесс куда сильнее, чем если бы актер говорил просто текст, придуманный для него драматургом. Моя внутренняя установка на то, что актер должен меньше врать на сцене, совпала с возможностью пьесы этого добиться".
Театр - звезда собрал известнейших актрис на одной сцене в одном спектакле. Пьеса «Юг/Север», созданная Юлией Тупикиной по заказу Театра Армии, была написана специально для ведущих актрис ЦАТРА, народных артисток России Ларисы Голубкиной, Ольги Богдановой и Алины Покровской, с учетом их характеров и актерских индивидуальностей.
«Задача создать пьесу под конкретных актрис, - говорит Юлия Тупикина, - довольно непростая, учитывая, что все они звёзды, им довелось участвовать в лучших спектаклях по лучшим драматургическим произведениям, и удивить их трудно. Тем более рискованно предлагать им современный текст о сегодняшнем дне, написанный в современной, непривычной форме. Общаясь с каждой из них, я впитывала их истории, их язык, энергию, именно поэтому персонажи получились яркие, молодые, наполненные жизнью. Я надеюсь, что всё сложится хорошо, и спектакль получится живым, остросовременным, глубоким и вдохновляющим зрителя».
Процитировав создателей действа, перехожу к личным впечатлениям. Начинается все с того, чем заканчиваются сказки - со свадьбы. Не умеют веселиться в наше время люди, подавай им аниматоров, а особенно требовательным - Урганта, чечеточника, корову. Сидят все одинаковые с квадратными от музыки и выпивки головами, а жених и невеста - словно символы, не принадлежащие себе, наряженные и уставшие. Поэтому на сцене они - неодушевленные смешные куклы в большой коробке. Эти картонные бутафорские бутылки, бокалы, столы, даже головы гостей, наводят на мысль, что внутри у участников этой свадьбы, больше похожей на поминки (по словам героини Аллы Молодецкой, сыгранной Ольгой Богдановой) - пустота и никакого "задора" здесь не получится. Фирма "Молодецкий задор" понесла утрату - сын Аллы, Роман, развлекавший гостей Ургантом, чечеточником и коровой в одном лице, влюбился и пропал. Мама не может найти своего дорогого обожаемого мальчика, обзванивает друзей и знакомых. В сердцах она высыпает уплаченные родителями жениха за организацию свадьбы деньги прямо на голову папаше. А тот вдруг, восхищённый этим фонтаном эмоций, просит разрешения встретиться с Аллой в любое удобное ей время. Но тут оживает нужный только для связи с сыном телефон, звонит его однокурсница. Выясняется, что он живет у своей возлюбленной - Анны, девушки современной, не признающей косметику (только кусочек детского мыла на полочке в ванной!), практикующей вегетарианство, стремящейся к сохранению экологии и сидящей при этом у Романа буквально на шее. Очень позабавило рассуждение Анны про бедных рыбок, отравленных полиэтиленом. Но самое невероятное для матери Романа, что Анна - из чиновничьей семьи, из очень высокопоставленной "касты жрецов". И даже бунтующих своих отпрысков они не отпускают просто так. Они находят ей пару в своей среде, как наживку используя такие добрые и понятные вещи как благотворительность (благо творить), меИроприятие (приятие мира). Анна тут же пересаживается на плечи заместителя своей высокопоставленной родственницы. Конфликт бизнеса, уклоняющегося от налогов, и чиновников, заинтересованных в том, чтобы платили больше и с радостью.
"Юг/Север" - так называется кафе, которое открыл Роман. Мне понравились бумажные бороды посетителей кафе, держащих картонные коробки с нарисованными чашками кофе. По словам героини Аллы Молодецкой: "Парни задевают друг друга бородами и ощетиниваются голыми коленками. Все они выглядят как коллективный паук. Яркий, татуированный, шумный". Как непохожи они на её сына, его она вспоминает маленьким - вот он бегает по лужам, ужасая и обрызгивая водой хороших мальчиков, чинно гуляющих с нянями в чистеньких одежках. Они приехали в Москву с Юга, из Кишинева. Там цветут деревья, пекут пироги для всех и много солнца. Люди Юга обладают сильной энергетикой, они являются её источником для людей Севера. Север - это современная расчетливая жизнь, поделенная на секторы и имеющая конкретные цели. Север стремительно гонит людей по немыслимым траекториям, руководствуясь навигатором, они становятся зависимыми от маленькой коробочки смартфона, уделяя ей больше внимания, чем друзьям, родным и близким. Юг - это тепло, цветы и фрукты, спокойные и понятные отношения, стремление к любви и гармонии. Север тоже не прочь, но делает это на бегу, между делом. Еще Карлос Кастанеда делил всех людей на 4 типа - люди «Востока», «Севера», «Запада», «Юга». Эти типы не имеют прямого отношения к сторонам света. Даже наоборот. Это как бы направления типов сознания.
Линия чиновников показана под современную музыку и замечательную синхронную пластику, стремительно, гротескно и даже с оттенком фарса. Чересчур кажется низкопоклонство, а кто знает как оно на самом деле. Великолепная "снежная королева" - высокопоставленная чиновница Татьяна Петровна, с незапоминающейся фамилией Иванова (Наталья Лоскутова) держит себя так, будто на голове у неё бриллиантовая корона. А сумочка в руках за бешеные евро - "подделка", но мы-то знаем! Заместитель Антон Барыш(!!!) (Денис Кутузов) - это просто вылитый чиновник, готовый на все ради "дела". Здесь как раз вспоминается как сказал Г.Стрелков, что "не важно кого ты играешь, важно кто ты в этот момент". Вот Денис Кутузов в этот момент - несомненно отпетый чиновник. Хоть сажай его в кресло за компьютер, хоть бери на мероприятие ответственным организатором. Не подведет. Его не волнует, что Анна беременна, она - родственница высокого начальства, и это главное. А его страстный монолог о том, что: "Весь мир, все шестеренки вертятся для нас!" или "Все великие люди - чиновники!" Просто мантра "касты жрецов"!
Отношение к будущему ребенку у Анны вполне современное - Роман "биологический отец", поэтому ему разрешается заботиться о сыне. Он выносит картонную коробку с надписью "мальчик Петя", "вес нетто 3500г". И все довольны. К Алле с мольбой "возьмите меня к себе" прилипает скрипач, её шикарный, но немножко женатый любовник переходит к сестре, которую могла играть Алина Покровская, но на этот раз была актриса Алиса Богарт - прекрасная веселая и современная тетушка Романа. Роман (Михаил Данилюк) тайком от матери начал своё дело, свою жизнь и в нашем мире главное - не мешать человеку самореализоваться. Тоже вполне понятная мысль, проходящая сквозь сюжет красной нитью. И мать это понимает, иначе к чему эта фраза: "Я не могу к нему пойти. Только по приговору трибунала". Звучит смешно, как и многое из того, что прозвучало и было показано в спектакле. Вот программка.
Отдельная песня - это Роза, которую играет и поёт Лариса Голубкина. Недавно я видела её в Ма-Мурэ, где она играла 106-летнюю даму. Здесь же она молода и прекрасна, окружена сиянием роз, в шелке и бархате, кокетничает с мужчинами и поёт. Поет она не рэп, естественно(хотя могла бы запросто, если бы захотела), а романсы и прекрасные песни глубоким, даже можно сказать, чувственным голосом. Роза - близкая подруга и соседка сестер Аллы и Регины, она поет без аккомпанимента романс "Встреча", очаровывая бывшего друга Аллы - Игоря.
Встреча была для обоих случайная. Ты не хотела поверить в любовь. Пусть эта встреча останется тайною И никогда не повторится вновь.
Память о прошлом пусть вас не тревожит, Ведь разговор был намеренно строг. И вот мы расстались, как двое прохожих, На перепутье случайных дорог...
а потом куплет из романса "Совсем чужие"
Ты этого хотел, считая всё ошибкой. Ты первый говорил: Нам разойтись пора… Я встретила разрыв спокойною улыбкой, Но плакала затем все ночи до утра.
И он почти уже у её ног, но появляется Алла Молодецкая с Эдуардом, тем самым папой со свадьбы и сообщает сестре и Розе, что Игорь "немножко женат". "Главное, ввязаться в драку, а там посмотрим" - парирует Регина. В общем, Игорь стал "переходящим красным знаменем" и "остался в семье" ко всеобщему удовольствию. Самый яркий мужчина на сцене в фиолетовом костюме, с неподражаемым огнем в глазах (героиня Ларисы Голубкиной - Роза сказала Игорю: "ты искришь!"), с пластикой хищника перед прыжком - это был Сергей Колесников. Яркий и эмоциональный характер, кураж и заводной темперамент. Когда актер выходил на сцену, хотелось смотреть только на него в действии, ибо действовал он от души. Может быть, это я с чисто женской точки зрения, мужчины наверняка нашли не одну привлекательную даму. А девушки были просто очаровательны.
Главная мысль, которую донесла до зрителей героиня Ольги Богдановой - что есть любовь и люди, обладающие этим чувством, должны быть счастливы. Она рассказала, как журналист расспрашивал обычных прохожих о том, как они понимают, что такое любовь. Все отвечали как-то невнятно, неинтересно, и вдруг одна девушка сказала: "Понимаете, я не могу без него жить". "Когда я услышала эти слова, мое сердце остановилось". Потом Ольга Богданова рассказала "всю свою жизнь", я уверена, что это была её настоящая жизнь, не придуманная, а реальная. Здесь был момент откровения, рассказа о первом чувстве. И вдруг Эдуард (Владимир Ерёмин) начал читать стихи Роберта Бёрнса.
[стихи]Позволь слезу твою смахнуть, Моей возлюбленною будь И все прошедшее забудь. Плевать на остальное!
Житье на свете скрипачу - Иду-бреду, куда хочу, Так не живется богачу. Плевать на остальное!
Где дочку замуж выдают, Где после жатвы пиво пьют, - Для нас всегда готов приют. Плевать на остальное!
Мы будем корки грызть вдвоем, А спать на травке над ручьем, И на досуге мы споем: «Плевать на остальное!»
Пока растет на свете рожь И любит пляску молодежь, - Со мной безбедно проживешь. Плевать на остальное!
Стихи так плавно зашли в сознание, все стало на свои места - вот это любовь, вот это люди, умеющие не просто любить, но рассказать о своих чувствах. Чтобы не пошлыми понятиями, как в сериалах и комедийных передачах, а возвышенно. И все-таки материнское сердце не обманулось, Рома позвонил ей и сообщил, что любит её. Спектакль заканчивается для всех, почти, героев счастьем. Алла выходит замуж за Эдуарда, у Анны рождается ребенок, и любящий отец - Роман воспитывает сына. Только первая жена Эдуарда как уходит в первом действии со свадьбы, неся на плечах куклу-жениха, так её судьба остается невыясненной. Но наверняка она найдёт применение своим упрекам и доходам. А в жизни, как и на сцене, смешение стилей. Рэп перемешивается с романсом, современность берет начало из прошлого, старшее поколение черпает энергию в счастье своих детей. Всеобщая любовь, аплодисменты и в последнем слове Ольга Богданова со сцены сообщает, что у театра сегодня (6 февраля) день рождения - 89 лет. В следующем году будет юбилей, но и эта дата весьма почетная и солидная. С днем рождения, ЦАТРА! Успехов и процветания на долгие годы, здоровья и счастья актерам, режиссерам, осветителям, музыкантам и всем-всем сотрудникам, включая гардеробщиц и билетерш - счастья и здоровья, а также любви всему заслуженному коллективу!