Фото g_rybins
В
Театр Российской армии попала неожиданно и чуть-чуть не опоздала, ибо по выходным вечерние спектакли начинаются на час раньше, в 18-00. Давали французскую комедию
"Ма-Мурэ" с царящей в главной роли Ларисой Голубкиной. Фойе было украшено новогодней ёлкой и шариками. В зале уже был приглушен свет и начиналось действие. Сразу же покорили декорации - на сцене был сооружен настоящий французский городок, а точнее - его часть, где обитало семейство Мурэ, преуспевающие буржуа, и происходили бурные события пьесы.
2.
Ёлка в фойе театра.
Город готовился к празднованию 106-го дня рождения своей старейшей жительницы и каждый член семейства Мурэ был взволнован и ожидал от праздника каких-то приятных событий. Одни предвкушали произвести впечатление на именитых высокопоставленных гостей, другие готовились принять журналистов и репетировали что скажут прессе. Девушки выбирали наряды и обсуждали последние новости. Дети разучивали торжественную песенку. Все были при деле, лишь у одного человека не спросили, как ей хочется провести этот день - у самой виновницы торжества. Бабулю Ма-Мурэ вообще не брали в расчет, считая выжившей из ума старухой, которая много лет не вмешивается в дела клана и не встает со своего кресла-каталки.
3.
Фото g_rybins
Но тут в город приезжает странствующий цирк. И в красивом, импозантном укротителе хищников, который по просьбе покойного деда разыскивает могилу своей бывшей возлюбленной, Ма-Мурэ узнаёт внука того, с кем судьба свела её в молодости. Вместо холодного могильного камня молодой Франкёр находит горячее, отзывчивое сердце правнучки Ма-Мурэ и теплые чувства старой дамы, пронесшей через свою долгую жизнь большую любовь. Кому, как не ей, понять и помочь влюбленным! Ведь их любовь идёт наперекор всем устоям общества.
4.
Не буду рассказывать весь сюжет, иначе желающим увидеть своими глазами этот веселый, и в то же время душещипательный рассказ, будет не так интересно. Поскольку спектакль в жанре комедии, присутствуют смешные сценки, забавные шутки и курьёзные ситуации. В спетакле участвуют студенты Российского университета театрального искусства - ГИТИС (курс профессора, народного артиста РФ Б.А.Морозова, режиссера-постановщика спектакля). Детей, которые очень органично вписываются в городские празднества, играют в салочки и оживляют своим умилительным видом и пением действие, играют воспитанники Детской театральной студии Натальи Аристовой при Центральном академическом театре Российской Армии. Цирковые акробаты и юные наездницы, в красочных костюмах кувыркающиеся на сцене и делающие цирковые пируэты, создают ощущение праздника в маленьком городке, куда цирк в последний раз приезжал в дни молодости главной героини.
Самая главная на сцене разумеется - Лариса Голубкина, она играет мудрую и в то же время озорную бабушку Ма-Мурэ. Глаза и весь облик актрисы излучают бесконечную любовь ко всему, что ее окружает. И не только по роли, где она хлопочет о счастье двух влюбленных, без неё не посмевших бы соединить свои сердца. Но и в зале чувствуется её лучистая добрая энергетика, от чего хочется и смеяться и плакать одновременно. Когда она засыпает в своем кресле в конце трудного 106-го дня своего рождения, на её лице все еще светится слабая, но счастливая улыбка. Не хочется думать, что это конец. Это всего лишь сон.
5.
Все актеры были очень хороши, каждая роль была филигранно отточена и всё семейство Мурэ было именно таким, каким и должны быть буржуа в довоенной Франции. Пьеса была написана французским драматургом Жаном Сарманом в 1941 году и в феврале того же года поставлена в парижском театре. На русский язык пьесу перевела Ксения Куприна, актриса и дочь писателя А.Куприна, вернувшаяся в Москву из эмиграции. Возможно, рассчитывала на одну из ролей в спектакле. Как и следовало ожидать, главные роли ей не давали, и она говорила о себе, что выходит на сцену только в массовках, служа в театре им.Пушкина, куда ее устроили знакомые. Благодаря ей, мы можем теперь видеть "Ма-Мурэ" на сцене в российских театрах.
Спектакль адресован, как мне кажется, все-таки старшему поколению. А также тем, кто умеет не ждать, когда тебя начнут развлекать со сцены, а включать голову и проявлять наблюдательность. Так много мелочей, которые не хочется упустить - это бесподобная мимика актеров, характерные "цирковые" или "учительские" движения, постановка жестов, танцев, туфельки и пуанты, кружева и жабо. Каждый нюанс - продуман и создан для нашего удовольствия и главное это удовольствие не прозевать.
Поклонники Ларисы Голубкиной приходят в полный восторг во втором действии, где она просто царит и играет практически во всех сценах. Правда, ей не дашь 106 лет, как написано по сюжету. Лицо-то у нее молодое и задорное, глаза горят, улыбка светится и хочется спросить: "Как Вам удалось так сохраниться?" - задать такой же вопрос, как журналисты, по сюжету, задают её героине. Бенефисная роль Ма-Мурэ - это звездный час для всех, не только для актеров. Веселая и одновременно сентиментальная история, включающая в себя прожитые годы и воспоминания юности, возможность осчастливить не только своих правнуков по пьесе, но и полный Большой зал зрителей, пришедших получить свою порцию любви и добра.
6.
Ёлка на Суворовской площади перед театром.
За приглашение на спектакль моя благодарность сообществу
moscultura и Антону
ehidna_mau. Узнать об этой и других постановках ЦАТРА в социальных сетях на страничках:
театра в соцсетях:
ВКонтакте,
Фейсбук,
youtube,
Твиттер,
инстаграм.