Казанский собор перед Рождеством был подсвечен по-праздничному. На купол проецировалось красочное изображение главной иконы - Казанской Божьей Матери, для хранения списка которой и был в 1801-18011 годах возведен этот храм архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным[подробнее о нем], архитектор и живописцец, представляющий классицизм и один из основателей русского ампира. Бывший крепостной графа Строганова (1759, Новое Усолье - 1814, Санкт-Петербург), взято тут..
Северный вход в собор украшен величественной колоннадой из 96 колонн, что придало ему некоторое сходство с собором Святого Петра в Риме. Перед собором - традиционная рождественская ёлка и вертеп.
Святое Семейство и другие персонажи заключены в прозрачную полусферу, освещенную Вифлеемской звездой.
Внутри собора людно, ведется служба и фотосъемка не приветствуется. Коринфские колонны из розового финского гранита с золочеными капителями, посеребренный иконостас, восстановленный взамен утраченного, и другое убранство собора вызывает восхищение. Каждый раз захожу с особенным чувством и первое, что вижу - могила Кутузова, французские трофейные знамена (в 1813-1814гг было выставлено 107 для обозрения) и висящие на стене ключи от городов и крепостей (изначально их было 96), добытые в сражениях. Сейчас не так много, но все равно впечатляет.
Пройдя насквозь, можно выйти на Казанскую улицу и через колоннаду увидеть огни рождественской ёлочки возле входа со стороны Невского проспекта.
С южной стороны планировалось возвести такую же грандиозную колоннаду, но проект, к сожалению, не осуществился. Вид Казанского собора со стороны Казанской улицы.
Фасады собора облицованы серым пудостским камнем, добываемом в Гатчинском районе Ленинградской области и являющимся известковым туфом. [Свойства камня из википедии.]Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ - облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов - меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
В интернете множество фотографий и видео Казанского собора, но каждый раз, посещая его лично, испытываю какое-то непонятное чувство, похожее на благоговение перед величием собора, наполняюсь дыханием героической истории наших предков и восхищаюсь грандиозностью творения рук человеческих. Двести с лишним лет назад не было такой техники, но строили совершенно бесподобные сооружения, которые сейчас являются памятниками искусства и архитектуры. Будут ли современные, построенные в коммерческих целях, здания так долговечны и почитаемы нашими потомками, большой вопрос.