На спектакль "Красное колесо" в ЦАТРА попала благодаря ehidna_mau, а также сообществу moscultura. Решение пойти было принято после того, как прочитала отзывы посмотревших и заинтересовалась. Какими средствами создать движение жерновов, перемалывающих людские судьбы и целые государства? Как возможно в одном спектакле показать то многое, что вложил в свое творение автор? И не важно, как я отношусь к творчеству А.Солженицына. Можно поспорить о причинах и выводах. Главное, не остаться равнодушным к нашей истории.
2.
Многотомный роман-эпопея "Красное колесо" Александра Солженицына повествует о событиях в России в период с 1914 по 1917 год. Это Первая Мировая война и две революции - Февральская и Октябрьская. Как возможно объять необъятное в рамках одного спектакля? Однако, режиссер не распыляется на весь период, означенный выше. Спектакль Бориса Морозова охватывает период вступления России в Первую мировую войну и Февральскую революцию. Полный трагических событий, изменивших судьбу России, отрезок времени, дал историкам, и не только, богатую пищу для размышлений.
3.
Выросшие на шаблонах советских понятий о событиях того времени, люди знают ключевые исторические фигуры в их плакатном и пропагандистском облике. Если Ленин, то он должен быть как памятник, а в спектакле он - живой человек, со своими чертами и непростым характером. Он - мужчина, который не только пишет томами и говорит лозунгами, но еще и влюбляется в хорошенькую женщину и изменяет своей боевой подруге Надежде Крупской. А она проявляет несусветную мягкость, впрочем, частенько свойственную женщинам прошлого века, терпит все унижения и старается не беспокоить своего повелителя.
4.
Присущие каждому черты характера, позволяют почувствовать людей того времени, от простых обывателей, до членов царской семьи. Стайкой легких белоснежных ангелов пробегают по сцене великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.
5.
А это не сцена, а вращающееся колесо истории, которое перемалывает всё и вся и окрашивается в красный цвет - цвет крови убитых и цвет алых флагов, на долгие годы воцарившихся на всем огромном пространстве страны.
6.
Это не разрыв шаблонов, просто другой взгляд на исторические события. Как бы документальное кино, которое мы видим на экране, оживает на расстоянии вытянутой руки. На огромной сцене помещаются все - и актеры, и зрители. А в зрительном зале, который ненадолго открывает занавес-экран, с белыми лицами остолбеневшие - монаршие особы. Смотрят, как раненый в правую руку Петр Аркадьевич Столыпин пытается перекрестить их левой рукой. (Ох, не к добру это!) А его убийца Богров (фамилия с орфографической ошибкой?) представляется таким эгоистичным ничтожеством по сравнению со своей жертвой. Любовь Столыпина к отечеству, колоссальное трудолюбие, борьба за грамотные, взвешенные реформы изображены как частный подвиг государственного лица. Немного сумбурные впечатления, давно не обращалась в театральных походах к этой теме.
7.
Одно абсолютно ясно - мы все находимся на колесе времени и оно вращается вместе с нами. Какой поворот будет - вперед, к новому, или назад, в прошлое, не зависит от желания маленького человека, но дать небольшой толчок колесу истории в состоянии каждый.
8.
Частенько стараюсь избегать постановок на эту тему, ибо высокие пафосные слова давно уже навязли в зубах. Теперь, когда есть возможность узнать помимо известных фактов то, что происходило на самом деле, становится даже страшно. Впрочем, кто-то в зале, сидящие рядом, задремали под гром событий и были разбужены вибрацией Красного колеса. Вероятно, проспать самые важные события в жизни довелось и реально существовавшим в той действительности людям. Но поворот Красного колеса коснулся абсолютно каждого, не только в нашей стране, но и во всем мире. Прочитать книгу для многих нереально, но знать историю, описанную в ней, желательно каждому. Спектакль пытается донести до нас нечто важное, не дает готовых оценок, но дает информацию к размышлению. А средства, которыми оперирует режиссер, очень любопытны. Говорящие без слов тени на белом экране, глубина пространства, движение по кругу - это надо ощутить и ради этого стоит поучаствовать в зрелище, "поработать" зрителем на "Красном колесе". Тема революций не моя, но поставлено с большой выдумкой и даёт пищу для ума. Поэтому рекомендую к просмотру.
И ничего, что нет абсолютного портретного сходства актера Дениса Кутузова с В.Лениным. Образ-то сложился живой, не плакатный. Не героически положительный, как мы привыкли видеть в экранизациях, а наоборот - сложный, эгоистичный и вспыльчивый характер вождя будущей октябрьской революции тоже имеет право существовать. Однако, лучше один раз увидеть. А можно и не один. Актеры играют великолепно. А также танцуют и поют.