Нам не страшен серый волк

Oct 24, 2018 11:35




Поговорим о странностях любви, которая через двадцать лет брака легко переходит в ненависть и обратно. В МТЮЗе в этом сезоне идёт постановка Камы Гинкаса "Кто боится Вирджинии Вульф" по знаменитому произведению Эдварда Олби. Когда пьеса только вышла на суд зрителей, это было как гром среди ясного неба. Впервые перед театральной публикой раскрывались семейные дрязги, герои доставали вымышленные "скелеты из шкафов" и проявляли самые негативные качества. Люди, высокообразованные, на поверку оказывались подверженными вредным привычкам, зависти и злобы к окружающим. Такого не должно было быть в приличных семьях и пьеса вызывала скандал вплоть до отказа в 1963 году в присуждении автору Пулитцеровской премии. Попечители Колумбийского университета наложили вето на выбор жюри, и премия в том году вообще не была вручена в этой номинации. Причиной отказа стало присутствие в произведении обсценной лексики и сексуальной тематики. Видимо, поэтому на афише стоит 18+. Хотя на самом деле все это только подразумевается и ничего "такого" на наших глазах не происходит.

2.



Действие происходит в гостиной внешне благопристойной и удачливой супружеской пары: профессора истории одного из колледжей Новой Англии Джорджа и его жены Марты. Супруги - незаурядные люди, они мастерски владеют словом, и их словесная дуэль - неистощимый источник язвительных острот, блестящих парадоксов и метких афоризмов. После очередной пикировки Марта объявляет мужу, что ждёт гостей, - отец просил «приголубить» молодое поколение колледжа. Два десятка лет они варятся в котле своих эмоций и им уже не хватает друг друга для этой жестокой игры - взаимных уколов и придуманных на скорую руку разоблачений. Тем более, что все уже сказано за годы брака. Чувства притупляются, хочется усилить эффект. Пригласив в свой "семейный адок" молодую пару коллег, Марта хотела развлечься и провести остаток ночи в компании не только своего мужа, Джеймса, который уже давно не вызывал в ней бешеной страсти. Ей вздумалось соблазнить молодого биолога Ника, но эта затея все равно не приносит остроты чувств и удовлетворения.

3.



Джеймс подхватывает её игру и начинает наносить удары по самому чувствительному и больному - говорит об их сыне, чем вызывает еще больше ответных реплик Марты. Жена биолога Ника, по имени Хани, и так недалёкая, после выпитого становится еще глупее, гости (да и зрители тоже) воспринимают все происходящее за чистую монету.

4.



Это усиливается тем, что все проходит в непосредственной близости, актеры находятся на одном уровне со зрителями и как бы вовлекают зрителей в действие. Их взгляды скрещиваются с вашими и вот вы уже представляете себя на месте гостей, оказавшихся в момент ожесточенной супружеской войны на линии огня.

5.



Однако гости не уходят, когда возникает такая возможность, они пьют дорогие напитки и танцуют с хозяевами, Марта "очаровывает" Ника, а Джеймс подливает Хани в бокал еще и еще, пока та не начинает чудить, а потом и вовсе падает на пол в полной отключке. Ему сначала кажется забавным, как ведет себя Марта, флиртуя с молодым блондином. Джеймс делает безразличный вид, читает книгу и все-таки его задевает физическая попытка измены "старушки" - жены.

6.



Да, у супругов приличная разница в возрасте в пользу Марты, но эту тему они поднимают уже очень давно, и Марта с виду не комплексует по поводу своих лет. Однако слово "старуха", сказанное Джеймсом как бы в шутку, ей очень не нравится. И он получает очередной удар во взаимных словесных перепалках, которые подогреваются спиртным и присутствием незнакомых с такими отношениями гостей.

7.



Психологическая драма учит как не надо себя вести. Поневоле то становишься на сторогу Джеймса, то жалеешь Марту, получающую свою горькую пилюлю от мужа. Кажется, выхода нет - в такой угол загнали себя супруги. Но в конце все-таки появляется слабый луч света в этом беспросветном существовании двух измученных своими собственными страстями людей. Совладать с собой трудно, но это единственный выход в таких непростых отношениях. А кто такая Вирджиния Вульф?
[Узнать.]На самом деле, фамилия и имя Вирджинии ВУЛЬФ в пьесе фигурируют только в песне на известный мотив «нам не страшен серый волк». Основных героев зовут совсем иначе, и в многочисленности образных линий трудно понять: почему же так называется пьеса? Но если немного задуматься, то ответ приходит быстро. Английская писательница Вирджиния Вульф, изучая психологические и эмоциональные мотивы своих персонажей, первой применила литературный стиль, получивший название «поток сознания».
А так как герои хорошо образованны и являются профессурой местного университета, то вопрос, вынесенный в заглавие, уже не кажется странным. Поток их сознания очевиден: зрителю предлагается контрастный душ эмоций, душевный стриптиз и откровенные подробности. К тому же фамилия писательницы похожа на английское слово «волк», что усиливает акцент. Немаловажно, что сама писательница страдала от душевного заболевания, которое в итоге привело её к самоубийству.
Исходя из этих рассуждений, получается, что люди боятся сами себя. Своих мыслей, чувств, бесконтрольного потока тайных и явных желаний, своей любви и способности к уничтожению друг друга.
Пьеса Эдварда Олби заканчивается фразой «Да, я боюсь Вирджинии Вульф», что означает покорность, признание завершения борьбы и капитуляцию. Но в постановке Камы Гинкаса есть надежда на то, что супруги наконец-то признают, что сделанный ими когда-то выбор был единственно возможным, так как они необходимы друг другу как воздух.


Режиссер Кама Гинкас считает пьесу Олби одним из самых выдающихся произведений XX века. Постановка оригинальная и очень интересная в плане игры актеров. Кто пойдёт - будьте готовы к напору страстей двух воюющих супругов, когда в ход идут самые неблаговидные поступки и никто не щадит ни себя, ни соперника. На войне как на войне. И вы - на поле брани под перекрёстным огнём, а не в уютном бархатном кресле зрительного зала. Так что слабонервным не советую, хотя с момента выхода пьесы мы уже довольно закалены театральным и кинематографическим "разбором полётов" в семейных делах. Но здесь вам не мыльная опера, здесь не стреляют холостыми, и рикошетом возможно попадание "не в бровь, а в глаз".)

Благодаря сообществу moscultura можно получать приглашения на самые захватывающие мероприятия города. Подписывайтесь и будет вам счастье!)

Социальные сети театра МТЮЗ: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм.

театр, #идувтеатр, Москультура, МТЮЗ, #москультура

Previous post Next post
Up