Пламень и нега Востока

Oct 15, 2017 22:31



В Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно" открылась выставка, посвященная одному из главных направлений русского ориентализма 1760-х - 1840-х годов - стилю "тюркери" (фр.turguerie)в искусстве.
2.


Увлечение "азиатской" роскошью Востока и фантазиями в духе сказок "Тысячи и одной ночи" представлено в контексте драматических событий истории, в том числе военно-политических отношений между Российской и Османской империями.
3.


Фрагмент картины Брюллова «Бахчисарайский фонтан» (холст, масло), написана им в 1838-1849 гг., хранится нынче в музее А.С. Пушкина.

Экспозиция располагается в двенадцати залах Хлебного дома. Каждый зал имеет определенную тематику.
Театр и история. Век Екатерины.
4.


Турецкий чрезвычайный посол в России Абдуль-Керим эфенди, бейлербей Румелии. Неизвестный художник. Конец XVIII в. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Абдуль-Керим эфенди - глава многочисленного и пышного турецкого посольства, состоявший генерал-губернатором Румелии (европейской части Османской империи), прибыл в Россию в октябре 1775 г. и принял участие в мирных торжествах в Москве. Прием турецкого посла императрицей Екатериной II состоялся в грановитой палате 10 октября 1775 года. Во время приема царице были поднесены подарки: знаменитые турецкие шали, пахучие эссенции и прочее. А прежде в Кремль были приведены великолепные лошади в богатой сбруе.

5.


Генерал-аншеф князь Николай Васильевич Репнин (1734-1801) в Первой русско-турецкой войне командовал корпусом, отличился при Ларге и Кагуле, занял Измаил и овладел Килией. В 1771 г., командуя войсками в Валахии, разбил турок при Бухаресте. По окончании войны князь был назначен чрезвычайным послом в Константинополь, а в 1776 году - Смоленским и Орловским генерал-губернатором. Во время Второй русско-турецкой войны поступил в Екатеринославскую армию. В 1791 г. разгромил армию великого визиря при Мачине.

6.


Князь Н.В.Репнин. Неизвестный художник. Копия с оригинала Д.Г.Левицкого. Конец XVIII-начало XIX в. Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Гатчина".

В оружейной лавке торгуют не только оружием, но и тканями, шкурой леопарда и европейскими часами. К предметам местного быта Скотти относится с любознательностью этнографа: особо внимателен он к курительным приборам двух типов - кальянам с длинным чубуком и наргиле, в которых твердую трубку заменяет длинный рукав (гибкий шланг). Важный предмет - раскладная деревянная подставка для Корана - лаух (рахле). Конструкция лауха чрезвычайно удобна для чтения, однако её появление было обусловлено и религиозными ограничениями, согласно которым нежелательно, чтобы священная книга располагалась ниже пояса читающего.
7.


Константинополь. В оружейной лавке М.И.Скотти, 1845г. Бумага, акварель, лак. Государственный Русский музей.

Мода а-ля-тюрк. Живой интерес в России к сопредельной с ней обширной Османской империи "подогревали" не только военные кампании, начинающиеся со "времен очаковских" до покорения Крыма и русско-турецких войн николаевской эпохи, но и вполне мирные путешествия на Восток. В результате все больше восточных предметов - произведений искусства и художественных ремесел - появлялось в России, пересекаю турецкую границу. Одни - в качестве дипломатических даров, другие как предметы торговли роскошью и экзотикой. Мода диктовала устойчивый спрос и высокие цены на турецкие шали, шелка и ковры, конскую сбрую и оружие, халаты и керамику.

8.


9.


10.


Неизвестная в тюрбане. Неизвестный художник, 1770-е. Холст, масло. Государственный музей-заповедник Гатчина.

11.


К.Кюльзаг. Неизвестная в восточном костюме. 2-я четверть XIX века. Всероссийский музей А.С.Пушкина

12.


Фрагмент картины: "Пленный турок в зеленой чалме". А.Г.Варнек, 1828. Холст, масло. Государственный Русский музей.

13.


14.


Вышивка бисером для бумажника "Восточная сцена в гавани", Россия 1820-е. Останкино.
Подстаканник, Россия XIX век, Царицыно. Чашка с блюдцем, фарфор, Кусково.

15.


16.


17.


Гулянье в Турции. Г.Г.Гагарин. Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Петергоф".

Следующая картина написана с одноименной акварели К.П.Брюллова. Среди константинопольских предместий долина Сладких Вод, или Европейских Пресных Вод считалась одной из самых привлекательных для прогулок. На акварели можно видеть все характерные атрибуты загородных прогулок, описанию которых европейские путешественники посвятили не один десяток страниц. Здесь и повозки, расцвеченные ив золотые и красные цвета, по выражению В.П.Давыдова, "набитые турецкими женщинами", и украшенные разноцветной сбруей волы, и голодные бродячие собаки, и забавляющие народ скоморохи... Художник передает атмосферу восточной лени и неги, поражавшей суетливых прагматичных европейцев.
18.


Сладкие воды близ Константинополя. И.И.Липин, 1849г.

19.


Восточная сцена. Г.Г.Гагарин. Государственный Русский музей.

20.


Я.Суходольский. Штурм крепости Ахалцых 15 августа 1828 года. 1839г. Военно-исторический музей Минобороны РФ

Следующий портрет выполнен не профессиональным художником, а одной из воспитанниц Екатерининского Института благородных девиц, возможно, в качестве подарка монаршей особе. Неизвестная юная красавица в соблазнительном одеянии и свободно повязанном на голове тюрбане демонстрирует зрителю драгоценное украшение из жемчуга. На обороте портрета сохранилась надпись чернилами: "Подарена Государынею Императницею/ Его Высочеству Николаю Николаевичу/ 1-го марта 1841 года, работа выпущенной/ в том же году из Екатерининского Института/ девицы Пушкиной". Любопытно, что цесаревичу в тот год исполнилось всего 10 лет.
21.


Фрагмент картины "Неизвестная в восточном костюме, Пушкина (?) 1841. Бумага, акварель, белила. Всероссийский музей А.С.Пушкина.

22.


Вышивальщица. Турчанка. (Фрагмент) А.-М.Кауфман. 1773г. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Восточный кабинет. Кабинет - единственное место в доме, где мужчинам дозволялось курить. Часто к мужскому кабинету примыкала курительная комната, обставленная на манер восточной диванной. Диваны и оттоманки, украшенные вышитыми подушками или замшевыми тюфяками, обтянутые яркой материей, вошли в моду еще в эпоху Екатерины II. В убранство восточных или азиатских комнат непременно входили коллекции курительных трубок. С длинными чубуками, с чехлами из бисера, украшенные изображением цветочных гирлянд и восточных орнаментов. Были распространены вышитые бисером кисеты и разнообразные табачницы, внутрь последних вставлялся металлических вкладыш, чтобы табак сохранял свой аромат.
24.


Открытие выставки "Пламень и нега Востока" состоялось в Атриуме Хлебного дома.

Директор Государственного музея-заповедника "Царицыно" - Елизавета Борисовна Фокина.
25.


26.


министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Владимирович Кибовский

27.


Кураторы выставки: кандидат искусствоведения О. А. Соснина (Музеи Московского Кремля), историк А. М. Валькович.

28.


генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Юрьевна Гагарина.

На стены атриума проецировались фотографии с видами восточных красот природы.
29.


К выставке были подготовлены сувенирные изделия, оформленные в восточной тематике.
30.


31.


Картины и предметы искусства были привезены из различных музеев. Эта картина - из Новгородского государственного объединенного музея - заповедника.
32.


Невольницы. И.Я.Дорнер. Вторая половина XIX века, холст, масло.

За приглашение спасибо atlanta_s и сообществу moscultura "Пламень и нега Востока" будет работать до 14 января 2018 г.

выставка, Москультура, Царицыно, #идувмузей

Previous post Next post
Up