Русское варенье с мясом

Sep 22, 2017 22:54



Побывала в Театре "Школа современной пьесы" на дегустации "Русского варенья" и спешу доложить вам следующее. Состав ингридиентов, замешанных в этом колдовском вареве заставляет испытать полную гамму ощущений. Это надо попробовать!



Необычно начиналось действие: несколько раз звучала музыка, занавес приоткрывался, но потом двигался обратно. Музыка не устраивала невидимого режиссера. Подходящей оказалась какая-то странная почти симфония, слишком резкая и быстрая, на мой взгляд, для обстановки загородного дома. Но как оказалось, жизнь там тоже весьма не проста. Звуков, доносящихся во время действия, было множество. И лай деревенских собак, и мяуканье кошки, и скрип раскладушки за перегородкой, и компьютерная игровая музыка, и шлепанье капель протекающей крыши - полный букет, создающий фон для истории, происходящей на сцене. Все последующее как бы ответ Антону Павловичу Чехову, чей портрет высвечивается на стене возле буфета. За сто лет русская интеллигенция сильно изменилась, да и мир вокруг не стоял на месте.

Каждый персонаж является своеобразной изюминкой спектакля, ибо в одной семье, находящейся в пространстве дачного дома, совместилось несовместимое. И даже в каждом члене этой странной разношерстной семьи как-то уживаются вроде бы противоречивые качества. Человеческий винегрет, который казалось бы, не сможет даже находиться в одном пространстве, тем не менее помещен автором в один ветхий дом. И этот дом мирит их через совместное преодоление трудностей, разрухи, отсутствия удобств, но вместе с тем через память о былом величии, связанным с прошлым. Катастрофическую нехватку средств они игнорируют, довольствуясь подарками судьбы и доходом от сдачи городской квартиры. Они не думают о завтрашнем дне, живут и проживают сиюминутные потрясения, радости и печали. Но печалей всё больше, всё ломается, бьётся, всему приходит срок, а восполнить-то нечем.

Наталья Ивановна - сыгранная прекрасной Татьяной Васильевой - мать четверых детей, одна из всей семьи работает, за сценой слышен стук пишущей машинки. Она говорит: "Я всегда содержала семью! Еще студенткой я давала уроки! Всю жизнь частные уроки! Я не успевала выучить язык и уже давала уроки! Три рубля в час! В будние дни по вечерам, а в воскресенье с утра до вечера!" Но вместе с тем она любит своих девочек и обнимая их, поёт песенку, как бы убаюкивая их маленьких, как в детстве.



В какой-то момент возникает ощущение, что работает она не под заказ за оговоренную плату, а в надежде, что переведенные на английский язык книги, причем многотомный труд, её знакомой писательницы, Евдокии Калугиной, вдруг начнут продаваться. Создается впечатление, что работа - это её укрытие от неприятностей, разрухи в доме и неустроенности быта и личной жизни. "Я не спала ни секунды!"- восклицает Наталья Ивановна, даже во сне ей, видимо, приходится преодолевать те же трудности, что и наяву. Она недовольна своей судьбой, ибо "жизнь пропала".

Маканя (Мария Яковлевна - Елена Санаева), вот кто единственный в доме на своем месте. Всех накормить и обиходить, приготовить, подать на стол и запастись продуктами к празднику. Но есть и у нее страх, она чувствует какую-то вибрацию и подозревает, что под землей находится секретный военный завод. И глядя на неё понимаешь, что да, ей страшно и хочется, чтобы все были сыты и здоровы, чтобы Лизочка не гоняла на своей Оке по темным ночным дорогам. Самое доброе и беззащитное существо, преданное семье своего ушедшего из жизни брата. Сыграно безупречно, хочется верить и всё.



Красавица, стройная как березка - Вава (Варвара - Татьяна Циренина), старшая дочь Натальи Ивановны, неожиданно оказывается сильно верующей, но с замашками яростной революционерки, то бегает на службы в церковь, то произносит обличающие речи. И тоскует по прежним временам, хочет уехать куда-нибудь в глушь. Как говорит о ней самая младшая из сестер, Лиза - "Дефицит жизненных сил. Живёт и надрывается".

Средняя по возрасту сестра, Леля (Елена - Екатерина Директоренко) по характеристике той же умненькой Лизы, полностью лишена духовного начала и заботится только о теле. Эффектная, ухоженная, живущая с мужем, Константином (Александр Цой) в отгороженном тут же уголке, она обожает своего "композитора" не меньше чем себя.



Константин - источник странных звуков, доносящихся из-за занавеса, то подозрительного скрипа, то компьютерной музыки, то грохота ударной установки. Он позволяет себе всё - и дразнить набожную Варвару, и воспользоваться пространством за буфетом, когда не может попасть в туалет, и сказать неприличное слово, когда выключают в очередной раз свет, а компьютер ломается. Но вместе с тем он лезет на дерево, чтобы снять оттуда дурную мартовскую кошку и получает от спасаемой множество неприятностей в виде укусов, царапин и как следствие поездку в травмпункт и сорок уколов от бешенства.



Лиза - младшая дочь Натальи Ивановны (Ольга Гусилетова), единственная, как она считает, наделенная разумом в этой семейке, одаривает всех и вся очень точными эпитетами, смеется и высмеивает каждого и себя в том числе. Очень оживляет всю эту грустную картину умирающего интеллигентского дачного быта. Но при этом, взяв трубку телефона, вдруг теряет голову и начинает не своим голосом лепетать чушь. Из чего её дядя и мать заключают, что у Лизочки новый роман.

Брат Натальи Ивановны - Андрей Иванович Лепехин (Дюдя - Владимир Шульга), 67 лет, пенсионер. Вот он меня удивил, преобразившись из обычного слабовольного алкоголика, опустившегося интеллигента в человека, способного на поступок - жениться и бросить к ногам своей, внезапно овдовевшей "Железной Жизельки" всё, включая вырученные за продажу буквально Родины, деньги. Поступок, конечно, не ахти какой положительный, по отношению к племянницам и Наталье Николаевне, прямо скажем, предательский. Однако, оторваться от старых стен, изменить в корне свою жизнь, уехать за границу - это решение.



Сын Натальи Ивановны, Ростислав (Иван Мамонов) - это деловая личность, бизнесмен. Человек, полный веселой жизненной энергии и любви к своим родственникам, к жене Алле (Джульетта Геринг), дарящий им подарки и поддерживающий жизнь в разрушающемся дачном хозяйстве. На этого актера можно ходить как на подзарядку, он включает своё обаяние на полную катушку и получаешь настоящее удовольствие от его игры. Его жена Алла, тоже деловая штучка, оказывается той самой Евдокией Калугиной, чьи сочинения с таким усердием переводит на английский Наталья Николаевна. А будут ли их читать в Америке - кто бы сомневался. Будут! В общем, дело ясное, что дело темное.

Рабочий Семен - "золотые руки" (Алексей Гнилицкий)приходит вроде бы помочь с починкой, однако все опять ломается и за его услуги надо платить деньги, причем в долларах. Неожиданно в конце пьесы он оказывается хозяином дома, что считает вполне законным, поскольку "здесь все сделано его руками". Единственный из всех, не связанный семейными узами, "темная лошадка".

Здесь, мне кажется, жизнь специально закрутила всех в тугой змеиный клубок в ожидании, что как-то ситуация должна разрешиться. И она разрешается - дом подлежит сносу, на его месте будет построен элитный комплекс с озером. А семью Ростислав перевозит в новый комфортный дом, купленный им для них специально и от которого они упорно отказываются. Но деваться некуда, появляются наемные "люди в черном" в балаклавах и выносят вещи, а потом раздаётся взрыв и старый дом прекращает своё существование.



Теперь о мясе в "Русском варенье". В музыке мясо - это плотность звука в совокупности с красивыми обертонами. И эта плотность позволяет пробиться сквозь любой другой инструмент или микс, а обертона комфортно укладывают этот звук в микс, что позволяет слышать эту партию при любой ее громкости. Таким мясом в действии является Наталья Николаевна, которая постоянно на виду и даже когда уходит за кулисы, слышен стук пишущей машинки. Её особенный голос, походка и движения - все достойно восхищения. На некоторое время на первый план выходят другие персонажи - Лиза (Гусилетова) чаще всех, но героиня Татьяны Васильевой - вне конкуренции.

Еще одно мясо - в варенье немыслимым образом попадает мышь и становится причиной ужаса Варвары, которая быстро справляется с собой, за хвост вытаскивает зверька из тазика с вареньем и кладет в подставленное Натальей Николаевной блюдце. Никакой паники. Не бросать же варенье из-за дурацкой мыши. Прокипятить, освятить и продать - решает Маканя. Деловой подход к ситуации. Браво!



За приглашение на спектакль большущее спасибо ketosha. Спектакль мне очень понравился.

Татьяна Васильева, Школа современной пьесы, #шсп, #школасовременнойпьесы, Елена Санаева, #идувтеатр, #neglinka29, Театр

Previous post Next post
Up