А больше под катом
Велокросс (Cyclocross, циклокросс) - очень интересный вид спорта, как и велосипеды (циклокроссы, суслики, ЦК), которые там применяются, с давней историей и своими традициями. Если совсем кратно - внедорожный вариант шоссейного велосипеда в период становления велоспорта. Суть соревнований - кольцевая трасса с естественными и искусственными препятствиями. Где можешь - проезжаешь, где не можешь - велосипед на плечо и побежал.
Первые соревнования по данному прошли в 1908 году, с 1924 года проводятся международные соревнования.
Некоторые видят военную подоплеку в данном спорте - возможность быстрого преодоления больших расстояний с велосипедом. А кто-то возможность покуражиться в отрыве от основного спорта, поэтому помимо традиционных соревнований, проходят всякие эпичные соревнования CXSSWC.
В России данный вид спорта не очень популярен и обычно вызывает сильное удивление у большинства - потому что разницу между шоссейником и велокроссом увидит не каждый.
Итак, отличия велокросса от шоссейника:
1) Агрессивная и широкая резина - от 30 до 35, очень часто по рисунку такая же как на МТБ. По текущим правилам - до 40 мм включительно.
2) Геометрия - почти горизонтальная и более короткая верхняя труба, более длинные задние перья, другой наклон рулевой вилки.
3) Тормоза - ободные кантилеверные или дисковые.
4) Трансмиссия шоссейная, но с другими звездами.
Каноничным считается велокросс с 35ыми покрышками и кантилеверными тормозами.
Благодаря же стараниям маркетологов появилась различные вариации шоссейных и велокроссовых велосипедов - эндуранс, адвенчур, грэвел.
Мой Mongoose - gravel bike - одна из вариаций велокросса чуть с другой геометрией (более растянутая посадка), широкой резиной (40 мм стоит, можно впихнуть 45), разваленным бараном, а так же креплениями под крылья/багажник.
Собственно постоянный вопрос: почему я сменил МТБ ?)
Чтобы ответить я бы хотел уточнить как я использую велосипед:
1) Поездки на работу/в магазин/по делам - они проходят по большей части по асфальту. Очень важный аргумент этих поездок - приезжать чистым, а МТБ крылья не сильно спасают. Опять же важный момент - я люблю ездить достаточно быстро.
2) Небольшие путешествия обычно проходят по дорогам общего пользования. Если съезды грязевые или песочные, то циклокросс берет их достаточно легко и непринуждённо.
Попробую описать плюсы CX лично для меня по убывающей:
1) Велокросс мне удобней по посадке. На МТБ я достаточно долго мучался тем что ездил всегда хватом за рога. В руль баран я вообще влюбился - пользуюсь почти всеми хватами, а за счет ширины стало удобнее маневрировать в городских условиях.
2) Велокросс чище МТБ - потому что я купил полные крылья ) Крылья-обрубки на МТБ меня не сильно спасали.
3) За счет более легких колес и более узких покрышек велокросс быстрее. Сначала я с неделю привыкал к трансмиссии, катил он явно по другому, быстрее МТБ не получалось. В итоге в какой то момент я поехал и стал поддерживать скорость на нем, средняя выросла с 24 до 28 км/ч в городе. Но тут многое зависит от светофоров, на дальнике так и не удалось толком проверить.
4) Велокросс легче МТБ - 11 кг с педалями против 14 кг у моего МТБ. Это сильно влияет на желание покататься, ведь на 4/6 этаж его надо тащить на себе.
5) Велокросс доставляет мне больше удовольствия от катания по бездорожью - тут исключительно состояние души и может первобытность. Про зиму вообще молчу - куча фана, хотя и в разы сложнее. У нас ещё неплохая компания велокроссеров )
6) Велосипед находится в своей среде. По сути я никогда не использовал МТБ даже на половину возможностей.
Недостатки - а куда ж без них, поэтому честно по убыванию:
1) Toe Overlap
когда впервые столкнулся - лютая дичь, аж взбесился. Сейчас свыкся, ведь с короткой базой иначе никак.
2) Другой диапазон трансмиссии - 50/34*11-32 против 42/32/22*11-36 на МТБ при условии незначительной разницы диаметров колес. В некоторые горки приходится сильно постараться чтобы заехать. В данный момент думаю об апгрейде.
Почему я бы не рекомендовал к покупке велокросс:
1) Он дорог, а выбор данных велосипедов мал. Для понтов велокросс не катит.
2) Он более жесток к ездоку - все же корни у него спортивные, вилка жесткая, резина узкая, а давление там выше.
3) Он более требователен к ездоку - узкую резину кидает в песке/улетает в занос/очень классно попадает в колею, руль более узкий, а за счет наклона руля все движения получаются более резкими. Я все это ощутил и даже поплатился, улетев дважды с велосипеда.
Напоследок фотография с субботней покатушки. 146 км в минус 15, на фото где-то середина пути, впереди заволжская плотина и почти 5 часов по узкой трассе до дома.