Почему-то начал подводку к истории еврейского пророка через кинематограф. Просто как я эту историю получил "так я её и продаю". Да она из сквозящих преддверий, из пошлых просмотренных кино историй. Иона- "подводник"-скиталец. Тут или приключение "карателя" который считает себя праведником, или наоборот праведник который назначен "грозным перстом судьбы". Мы знаем обаятельных преступников- вот Рязановский Юрка Деточкин, который "все ради детей", блаженный. Знаменитая сцена погони на троллейбусе.
Из рассказа Ольги Аросевой. "Берегись автомобиля". "Я была за рулем, камера и режиссер рядом в троллейбусе - так что ничто со стороны не напоминало съемку. Меня увидела актриса из нашего Театра сатиры, к тому времени бывшая уже на пенсии. Она переходила улицу, а когда случайно глянула на троллейбус, остановилась и, побледнев, прошептала: «Боже, какой кошмар! Такую актрису выгнали из театра!» И она произнесла гневный монолог о человеческой неблагодарности и о том, как горек актерский хлеб».
Так сразу и представилась длинная, длинная тирада посреди улицы диалоги в пустоту. Проклятья.
"Превратности судьбы"- сюжет очень расхожий, на нём построены многие приключенческие боевики. "Маски" -и всё не так как кажется. Порочный представляется достойным, нищий является принцем, рядовой горожанин оказывается подготовленным солдатом- снайпером.
Помню мощнейший кино прорыв фильм "Гладиатор", ратник там оказывается полководцем. Сенсация, и это как и в Титанике когда зажглись новые актерские звезды, но на сей раз зажглась звезда мужественного Рассела Кроу. Фильм Ридли Скота - восхитительная музыка тоже для меня был бонус. Сколько там таких критериев гениальности учтено, костюмы оператор, это когда не только гениальный режиссер но и песни "почти Дед кен денс", долго молчавшая Lisa Gerrard. Моя любимая группа и композитор Hans Zimmer, вот тот самый. Античность и эти повсеместные проваленные попытки ее снимать. А тут триумф, и конечно мы понимаем что все встали сразу делать про Рим. 5 премий «Оскар» Но ничего ни у кого не вышло но тем не менее феномен новизны, крутизны, и когда новые лица. Ты вдруг понимаешь, сколько же таланта на нашей земле заключено. Помню как от Ди Каприо ждали его следующей работы, а оказался фильм "Пляж". Так и здесь тоже с замиранием отрасль ждала, ждал зритель. Конечно, навязанные стереотипы нужно крушить. Так и новую работу Рассела Кроу ждали, и я дождался и понял не зря. Для меня это было удивительное поступательное движение- было хорошо, а потом ещё стало лучше! Да ещё краше, ещё замечательней. Эпохальная драма со сражениями, но только про 19 век, и про мощь не империи, а уже природы. Библейские аллюзии. Фильм Хозяин морей", который меня потряс. Какая же чудная история, сколько там было красоты, и новизна темы для Голливуда. Приключения. Магия. "Волны", какое-то проклятие для продюсеров, если уж крутейший пиратский Роман Полански провалился? Страшная океанская материя- да это тема прежде всего связанная с парусниками. Все костюмированное, не павильонное -требуют бюджета и погоды, все большие морские фильмы с периодичностью провалились и уносили с собой всех тех кто к этому был причастен, ну да приключенческий "Остров головорезов" (1995г.) Но тем не менее были Пираты Карибского моря. Моря проклятая Чёрная метка для индустрии, я так и не понял почему великолепный "хозяин морей" полностью провалился. Я только разводил руками, всё там есть, да и скрипичный дуэт Баха. Дух настоящих приключений, дух надежды и тоска романтизма 19 века. Битвы, экзотика, странствий, погони наконец! А самое главное, за что я ценю кинематограф это за возможность его использовать в разговорах, за меткие метафоры которые он нам дарит. Образы древнее знание архетипов через экран входящие как бы самим собой. Удивительно когда ищешь примеры и вдруг вспоминаешь какие-то сцены из кинематографа, анекдоты, сценки из жизни. И в этом плане "Хозяин морей" ( фильм по роману который я не читал) убедительный потому что там есть очень опасная страшная притча про Иону. Тема людям трудная, и эти страшные мысли про которые как то боятся говорить изложены в подростковом антураже. История праведности, и предателсьва. И черной работы, и обиды. Есть ведь такая странная обида, когда ты так старался так много претерпел, страдал столько всего сделал доброго, а рядом с тобой "на райском пиру" сидит подонок, негодяй улыбается его тоже сюда пустили, простили! И ты кричишь, но если этот здесь, так я точно выйду из-за стола. Подберите мне лучше какой то ад, а то тут мне не райско. Зачем мне такой дар?
Есть в Библии целая книга пророка Ионы. Простой кино- образный совет, как решать проблемы. Если что не так, оглянись, поищи своего Иону, он обязательно по соседству, тихо, дремлет в трюме.
Иона имя в переводе с иврита значит «голубь». Эта история нарочито морская, а бывает ли морской голубь? Про это нам говорят старинные манускрипты они всегда почему-то рядом с картиной океанической жизни непокорного путешественника в глубины Ионы, помещали иллюстрацию с моряком -подводником Ноем. Ной посылает голубя и тот возвращается с оливковой веточной. Очень странная оливковая ветвь.
Опыт грани понимания мира. Знание того как кубик может упасть, в своем не многообразии.
Кто хозяин моря? Пророк стоит над царем, но и сам он человек подневольный. Царь и пророк, извечные двое. Есть кто-то кто- очевидно злой персонаж? И это не всегда самодур тиран, иной раз это и кровожадный праведник. Вот "негодяй", на самом деле оказывается "самым главным праведником", на то есть у него свои космические дела, свой диалог с богом посреди людей, и их суетливой истории. Общество может этого злодея ловить, убивать, жечь и топить, он всё равно выплывет. Сюжет про извечного героя, не от мира сего. А вот насчёт общества непонятно, оно всегда временное. В драме всегда есть декорации. Исключенный герой это притча во зыцах. Это как этот поговорка Саида, из "Белого солнца в пустыне". "Кочевник" там всё время говорит "встретишь Джавдета не убивай его". Что это за закадровые не убиваемые злодеи? В каких пустынях бродят? В каком "чреве кита" сидят эти недотроги кому то предназначенные. Есть этот признак, страшный символ который все хотят наказать. Охота, сыск? Но "злодей" будет нужен для какого-то финального, важного поединка. Он показателен как витрина, он недосягаем за стеклом. Законы драмы, главные злодеи они не могут так вот просто взять и в самом начале погибнуть. Вот плывёт какой-то корабль все на нем не так. Моряки понимают что у них сильные проблемы, что то не так в этом маленьком государстве на волнах. В фильме суеверные матросы начинают приглядываться к друг другу, и ищут источник неудачи. Корабль плывет, предприятие. Охотники они или за ними охотятся непонятно. И вот притча про Иону под скрип канатов. Все понимают, что проблема в том что на борту злодей, проклятый, это такая контрабанда, такой какой-то нехороший человек, изгой -беглец. Проклятого надо найти и покарать, но с другой стороны не ты его проклинал. Важно найти этого хитрого Иону и изолировать, "кинуть его в море". Разом очиститься от заразы.
Иона важен он в Новом завете берется в прообраз Христа. Я буду придерживаться христианской версии этого сюжета, в исламе Иона (Юнус) тоже считается пророком. Началось все с того что был некий город Ниневия который должен быть уничтожен, конечно все люди доброй воли что города грешников должны быть испепелены. Праведники - они всегда решимы всех убить всех иных. Растоптать порок важно. Но вдруг оказывается, что у Бога свои планы на "гнезда нечестивцев". Бог хочет этот спасти город, и решает послать своего пропагандиста, и вразумить глупых. Но пророк не хочет оберегать, он считает что надо жечь- убивать, взрывать. Бог приказывает- сходи в этот город поговори с ними- убеди. Пророк мог бы конечно наверное формально, спустя рукава, поработать с иностранцами, "надо так надо". Но он возмущён такой просьбе, он пытается противодействовать своему руководителю. Бунт? Предательство, попрание, разногласие? Он не хочет, не участвует в таких делах, он уже принял своё решение, и пытается играть какую-то свою партию. Но у высших свои планы. Странно, что пророки дефицитный трудно заменимый вид профессионалов. История Ионы про то, чтобы человек не решал, очень он мал в своих силах, и дальновидении. Видим потом приключения на водах, и на морях и в каких-то субстанциях. Проглоченный. Погребённый в чужом естестве. "И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита". Может ли младенец молится во чреве матери? Особая молитва из утробы ада. "Из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой!" теснота скорби.
Героя очень странно изображают, он такой вот "Слизняк -младенец" вываливавшийся из чрева-пасти чудища. Иона - древнейший из еврейских пророков, когда его выплёвывает эта морская зверушка он абсолютно лысый, гладкий.
Вылезая наружу он хватается за какое то странное дерево- куст напоминающее крест. Гробница, запечатанная плотью. На изображениях склепа Христа, почему то много подробностей. Мастера отдают должное восковым печатям и документалистике. Закон и право праха. Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом послужило прообразом трёхдневного пребывания Христа в земле. Сам Иисус Христос в Новом Завете так свидетельствовал об этом: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). "В сердце земли". Какое замечательное название для музыкального альбома.
Теплые моря. Рассказывая о своем ужасном пребывании "в могиле", Иона скорее описывает глубины вод чем желудок животного. "Вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя."
Голый, обычно все пророки они такие солидные с бородами и крутые. Это история когда грозный пророк просит милосердия, он готов слушаться. Да он ответственен за человечество, он пройдя через могилу еще хочет чужой крови. У Бога на это свои планы. С одной стороны этот пророк идет в Ниневию. Когда "по итогу" город не уничтожен, он обижен на Бога. Кто ты такой Бог чтобы так себя вести наивно! Что такое милосердие твое? 40 дней сроку дано. И праведник все еще надеться на светопреставление. Он занимает обзорную площадку у города. Бог выращивает над ним тенистый куст, тыкву или дерево. (В ботанике palma сhristi.)Надо непременно глянуть. Лучшие места. Так в 19 веке продавали места на пикники в местах будущих битв. К полям съезжались коляски с дамами. Так и Пьер Безухов где то промелькнул. Но шоу не состоялось, мудрец даже не пытается вставать, он теперь сидит грустит печалится смотрит на этот город на который его посадили, он еще надеяться что бог передумает и всё взорвётся. Жжет. Нет больше тени и плодов. Бог посылает червя и то пожирает растение. Что это как не райские кущи как странное дерево Адама. Вот в Библии сон Адама. Заснул, а там плоды червыки вернее змей. Какая то женщина. А на самом деле никаких плодов он и не покушал. Вкусный, сон грёзы. Сон частый сюжет, и дерево как воображаемый спутник. Сон Новуходоносера, дерево Есеево, дерево виноградаря. Многие сны в Библии это про дерево которое растёт прямо из пупка, или где то рядом. Но здесь дерево выросшее за день реальное. Вот герой просыпается, а дерево уже умерло. Тут и притча про смоковницу Христа вспоминается. Вход в Иерусалим зеленеет, выход, и дерево уже мертво по проклятью бога.
В этой истории у пророка есть перепады настроения, то он просит чтобы его избавили от смерти, вытащили из кита "До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня".
"Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего!". И он был извлечен был из нутра кита которое стало для него пребыванием в аду. Но вот когда он на земле и под "не тенью" умершего дерева, он наоборот уже просит смерти. "И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить." Это почти стенания праведного Иова. Возможно Иона подражал современнику пророку Илии, тот тоже просил себе смерти, если Бог не хочет истребить отступивших от Него израильтян. (3Цар 19.3-14)
Ион.4:9. "И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти".
Нравственность и религиозность? Закон и благодать? "Божественный суд не совершился". Как то умудрился еврейский пророк неплохо проповедовать по ассирийски? Возможно был убедителен когда рассказывал про чрево кита и про подводный мир в который он попал пока не был съеден. Может быть горожане даже сопоставили его рассказ с распространенными у них мифами об местном боге просветителе Еа-Оаннесе вышедшем из моря. Как пишет новый завет «Иона был знамением для ниневитян» (Лк 11.30-31; Мф 12.40). Город не погиб. Иона огорчился, пожал что бог такой добрый, и милостивый. Червь приполз всё персональное сожрал, и вот Иона сокрушенный плачет. Он возможно не надеялся на искренность и прочность раскаяния язычников и думал, что, получив спасение за мимолетное раскаяние, а затем, вернувшись снова к своим грехам, они будут смеяться над не исполнившимся над ними пророчеством. Покаяние это для них временно, неестественно, потому что их жизнь все равно потечет своим чередом и не туда.
Вразумления. И Бог говорит расстроенному, что ты вот слушаешься какие там плоды и деревце завяло.
«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».
Уклонение от спасения жизней. История про большие города, и маленьких людей.
Бегун и пловец -он же был единственным ветхозаветным пророком, который «попытался убежать от Бога». Согласно Новому Завету, Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка (Мф. 12:39, 40), то есть тридневной смерти и последующего Воскресения Господа. Аналогии, сравнения. Мгновенное дерево то вырастающее то исчезающее, почти переносной крест. Мачта, которую можно поставить на лодке, распустить парус.
Параллелизмы. И когда вошел Он в лодку, чтобы отплыть на восточный берег моря Галилейского, за Ним последовали ученики Его, - не одни только апостолы, но вообще ученики, которые были ближе к Нему, чем множество народа. Апостолы вошли в одну лодку с Господом; другие поплыли на своих лодках, как говорит святой Марк: «с Ним были и другие лодки». Буря- все молятся, а он спит.
"В один день Он вошел с учениками Своими в лодку (Лк. 8:22)". Но "спутники" выкинули его из лодки, и он оказался в "пучине" брошенный одинокий. В гибельных волнах. Все ушли, даже семья покинула.
Свт. Иоанн Златоуст пишет. "Итак, Христос послал прежде народ, а учеников взял с Собой, как они свидетельствуют о том; взял же их не без цели и не без намерения, но для того, чтобы сделать их зрителями чуда, имеющего совершиться. Он, как некий наилучший наставник детей, поучал их тому, чтобы они с одной стороны были бесстрашны среди бедствий, а с другой - смирялись среди почестей".
"Наставник! Наставник! Погибаем". Капитан Иисус говорит паникерам. "И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина." Матфей 8:26
Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
В метафорах Иона моряк. Не даром мы знаем про другого моряка, который тоже укрылся на метущемся безумном корабле и спокойно, без причинно отдыхает. И корабельщики будят его и говорят нам хана. "Сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем".
Помню фильм был крутой. Книга Илая (2009). А вот первые сточки книги Ионы." И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня." Но иона пошел куда то не туда. "и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа". Он такой один, единственный из пророков. Укрощение строптивого.
Не там, не на земле, а на море и не с теми людьми и нелепый, и в не правильном месте, и все валится из рук и сам он валиться в пасть ада. Моряки они такие. По морям по волнам. Кино.
«За кого беда сия?» Буря- все молятся, а он спит. "И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.
И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону". Гадание - и им тоже руководил бог?
Павший на человека жребий гадателя, и ноша бога. Грешник или избранник. Тяжко виновный. История с Ионной это достаточно любопытная попытка структурирования первого детектива. Что такое детектив? это надо найти виновного.
Есть примеры героиня Книги пророка Даниила «Сусанна и старцы», дама ложно обвинена старцами, не получившими от неё желаемого, но спасена благодаря опросу фигурантов дела Даниилом. Дело чести. А тут полноценный криминал со следствием судом, и убийством. Пророк сам произнес суд над собою и указал способ.
"Сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее."
Преступник, один из многих, и у всех алиби и все вне подозрений. Неизвестность, и значит надо провести тщательное расследование, так как это архаичные розыскные мероприятия довольно странного характера, сыщики гадают. А в остальном это классика детектива, замкнутое пространство, никак не выбраться, не покинуть место действия, зло творится и снаружи и внутри. Времени в обрез и надо что-то делать, происходит и дознание и обыски. Есть такой классический приём когда Да первая жертва одновременное является убийцей её никто не подозревает потому что жертва прикидывается трупом, или отсутствует. Что-то похожее проделывает и пророк он просто где-то прячется в самом тихом месте про него забывают. "Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул". Но когда проводят тщательный обыск его находит и он не отпирается сам берёт на себя вину.
"Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?
И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.
И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря".
Тихо спал примерно как сам Рязанов в фильме "гараж", а язычники моряки сбились с ног в отчаянии. Проснулся, пожалел чужаков, взял вину на себя. Хотя, иначе всем пропадать. С великим городом то все не так. С ним вместе он гибнуть не собирался.
"Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.
Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!
И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей."
Историки говорят что вполне возможно определить точную дату когда изменилась политика крупного города-государства Ниневии, это 15 июня 763 года до н. э., тогда ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Всё это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.
На левом берегу Тигра, близ Мосула. Поворот это когда все поняли все прочитали, но теперь предстоит необычайный поворот сюжета который никто не ждёт. Ниневия это городок не еврейский городок, это парадокс. Это значит еврейский пророк был отправлен непонятно кому и к тем кого он вообще не считал людьми. Даже если бы они были самыми правильными они всё- равно должны были погибнуть, как богохульники. В христианской традиции считается показателем того что Бог послал своего пророка к не евреям для проповеди отказа от греховности, что должно говорить о любви ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля.
"И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого".
Долг пророков «быть стражами дома Израилева» , они члены ордена учрежденного для охранения истинной религиозной жизни в одном еврейском народе, а потому невероятным кажется вдруг заступничество за чужаков. Я бы хотел сказать спасибо за историю Ионы. Это когда есть неоспоримые грешники и возможность их красиво и назидательно наказать. Пророк это "такое тактическое оружие", иногда это оружие вполне себе скромное и ограниченного действия. Сам праведник принимает свою мощь, поэтому побаивается быть чрезмерным и жестким. Ведь можно уничтожить королевство, а можно уничтожить только так- "пару городов". Ну всё- равно даже самой светлый праведности не хватает чтобы взять и пройти мимо, чтобы негодяи были прощены. За просто!
Оружию бывает обидно. Ржаветь! Как же так взять и никого не наказать, никого не повесить, не воспользоваться огнём. Но есть пример города Неневии. Просто смерч прошел мимо, все остались при своих, и люди как то и не заметили страшного, так посмеялись над глупцом который угрожал, и наговорил всякого.
Опять плывут куда-то корабли -
Анна Герман Книга ослушника Ионы, почти сказка, а может и нет, заснул сон страшный, буря, после кораблекрушения Иона ухватился за случайно плававшего на поверхности мертвого кита и их вместе потом выбросило волнами на берег. Пророк сел под кустик смотреть разрушение города, "ржаветь". Кустик засох. А мог засохнуть целый народ.
Время и место когда не состоялась драма, ничего не произошло, не было грехопадения, сон и никакой Евы из ребра, и не было никаких плодов познания. Просто человек задремал, а чудное дерево сгнило. Или змей сам поел все плоды.
Была легендарная могила пророка. В 1990-х годах мечеть была отреставрирована и служила местом паломничества для христиан и мусульман, приезжавших в Мосул. Террористы захватившие Мосул в июне 2014 года, в июне 2015 года взорвали здание Мечети пророка Юнуса (Ионы), после чего пустили в ход бульдозеры для окончательного сноса захоронения.
#art #Graza #G_R_A_Z_A #артаналитика #картина #азарий_горчаков #graphics #artwork #graphicart #портрет