Попробую покуситься на "музейное знание", попробую по-другому атрибутировать известную картину. "Попробую покуситься на "музейное знание", попробую по-другому атрибутировать известную картину. "Святой Иоанн Креститель в Пустыне", 1504, Прадо. 48,5 х 40,5 см. Масло на дубовой доске. Кусок алтарного образа. "Доска" сильно подрезана, поэтому фирменные "гимли" Босха не поместились. Вполне возможно, что это никакой и не Креститель. Изображен сон человека на камне. Это библейский персонаж Иаков. Или то самое традиционное Дерево Есеево. И христианская мысль позволяет существовать многим контекстом "на одной доске".
Riverman -
Tessa Souter Художник превращается в бессознательное орудие, в бессознательную принадлежность высшей силы. Художник принадлежит своему произведению, произведение же не принадлежит художнику.(Новалис)
14 000 и еде один. Креститель первая трагедия первая потеря нарождающегося христианство. Первомученник, хотя первые как всегда неразумные и малые младенцы. (Избиение младенцев царем Иродом) . Выскажу опасения, и что меня не устраивает в традиционной версии искусствоведов. Действительно бывало, художники изображали Иоанна Предтечу как пастуха. Но это он в юности -пастух! Классика маньеризма- подросток вместе с ягнёнком, например на картине Караваджо, еще Салини, есть подобная картина 1622 года у Веласкеса.
Но когда Иоанн был уже с бородой, и занимался проповеднической деятельностью... И всё-таки креститель не был таким уж стариком как у Иеронима Босха. Дремлющий "старец благодушный", "без крестика", и по характеру нет то. Почему вдруг рыжий? Ну - кто там в Библии рыжий?
Креститель черный, загорелый- это ярость духа, это мессия. Иоанна "делают" атрибуты, крестик или книга. (Как на картине 1530 года Фламандскойая школы). Книга (свиток), агнец и еще река. Незамысловатый крест, из травинок. Кстати, речушка Иеронима Босха есть, но её очень трудно разобрать. Слева видно, что ручеек впадает в болото. Из речки пьют птички, из болота зверушки.
Иаков вздремнул на камне, и пригрозил лестницу. Тема лестницы тоже на картине заявлена, кто-то куда-то там всяк карабкается, на ствол медвежонок, а то вообще какое-то странное существо на некий конструкт.
Картина, скорее всего это деталь большого алтаря. Были такие алтари состоящие из отдельных картин, каждая в своих рамках которые строились вокруг "центральной формы", примерно как книжки на полке.
Картина Фон Зандрарта 1646 год тоже эффектный красный плащ.
У Иоанна лицо точно такое же как и на Босховском же нанесение креста у "дерзкого стрикашки". Под капирку. Любопытно, что позы вдруг такие разнящиеся, а лицо одно! Плащики, складки, и "сонливость" одна и та же.
Спящий Яков и его "лествица". Пробуждение. "Как страшно сие место"! Возможно имеется в виду тот эпизод когда утром уже проснулся старик и называет это место "домом божьим".
"Для дотошных. Библия. Бытие 28 глава -Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарёк имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть."
Странности повествования. Что этот человек положил себе под голову? "Переносной камень", соответственно наверняка не гигантский. Но с другой стороны когда человек проснулся то он этот камень каким-то образом поставил, превратил в какой-то монолит многое всем показывающий. Налицо некое противоречие. Не очень понятно какого всё-таки размеры камень? С одной стороны подушка с другой стороны монумент, основание будущего города Вифлеема. Если Иисус родился где-то "в камнях", в вертепе, то это очень важная деталь.
Я здесь выдаю несколько "не музейных" альтернативных версий, и это не значит что должно быть тесно. Это значит что именно так и устроено средневековое сознание. Оно в том что одна версия это скучно! Нет глубины. Вера это многочисленные переплетения. Пророчества. Смотришь на одно, тут же вспоминаешь другое. Сами по себе образы неинтересны, интересно именно связи внутри многих сложенных в друг друге образов. Это не азбука с отдельными буквами, это целые слова которые надо уметь прочитать.
Не должны ли основные законы воображения быть противоположными (не обратными) законами логики? Новалис.
Персональные "не алтарные" портреты в полный рост, без посторонних. Это немножко "отдельный жанр" в творчестве художника. Святой Антоний. Святой Иоанн на острове Патмос, и конечно Святой Христофор.
Для меня это работа чрезвычайно важна, именно эта работа она дала мне ключ к расшифровке всего творчества Босха. Док фильм, The Mysteries of Hieronymus Bosch (1980). Старинький Николас Баум путешествует по Голландии, это именно тот человек который наиболее близко подобрался "к тайнам". Искусствовед атребутировал несколько картин, наконец дав им правильные названия. "Брак в Канне Галилейской" например. Его чудная интерпретация Острова Патмос.
Николас Баум подметил что существует очень похожая на Босха картина это Иоанн Креститель, которого сотворил Гертген тот синт Янс.
Считается особым зрительские "даром" на картинах Босха обязательно найти его автопортрет. Всем интересно как Иероним выглядел. Мне кажется, именно на этой картине присутствует метафизический автопортрет живописца. Документальных свидетельств о трудах мастера мало, есть лишь несколько архивных записей в родном Хертогенбосхе. Если ориентироваться на них то окажется что Босх вообще не живописец, а устроитель шоу, клирик и конечно же мастер витражей. Еще он кулинар. В архивах "Братства Лебедя" есть запись, что в 1498 году он пожертвовал лебедя и председательствовал на банкете. А ещё он специалист по фонтанам и скульптуре. Но если Босх живописец, то остаётся ориентироваться "в сведеньях" приходиться только его картины. И сразу же заметно, но правда на рентгенах. Что у художника очень плохо выстраивались отношения с донаторами все заказчики которых он рисовал, все на чьи деньги он работал, так или иначе отказались от проекта. Мастеру пришлось удалять их фигуры со своих работ. Была такая традиция, что жертвователь имел право зафиксировать себя на сакральном предмете, и это значит (и в настоящем времени значит) хорошая экономия в веках. Спонсору можно было не заказывать мессу (ведь их заказывали на целые столетия). Лишь факт изображения, и прихожане бесплатно молились, упоминали жертвователя. А его загробная жизнь складывалась более успешно. Ну и конечно художники тоже пользовались хакерством, и плутовством, чтобы пролезть в молитву. Искусники всегда пытались как-то себя в эту историю вписать. Служебное положение. Душеспасительно "себя" вделать в икону в виде второстепенных персонажей, во втором ряду но все же! Художники старались про "личное" не забыть! Зная эту "тайную" тему искусствоведы всегда внимательно рассматривали портреты. На Босха очень внимательнее всего разглядывали и художники, например всё сюрреалисты.
Затычка. Вымарывание, самоцензура автора? Ушел спонсор. Надо чем-то спасать положение. Что-то пришлось рисовать, городить, выращивать. Кажется, тут как раз и есть единственный подлинный портрет Босха. Это метафизический "Тайный куст" рядом с евангелистом. Арт- объект -какой-то странный и напоминает "ягодную" фигуру человека. Изо "рта" какая-то птичка добывает зёрнышки. А в руках "призрака" палитра, которая прорастает странным набором кистей.
Предтеча был троюродным братом Иисуса Христа. Его мать, Елизавета, приходилась двоюродной сестрой Богоматери. Иоанн был примерно на полгода старше Иисуса. Предтеча. Общее детство. Совместные игры. История Иоанна крестителя тематически лежит в первых главах евангельского повествования. Когда ещё нет большой насыщенности событий. Первая драмма, первая кровь. Что такое ответвление -важный персонаж. Некое трагическое предвосхищение. Обычно крестителя изображали нарочито лохматым суровым, а здесь он такой милый, хорошо одетый.
На фонах картины сады, висят какие то штуки на траве. Святой жил в пустыне, а «пищею его были акриды и дикий мед» (Матф.3:4). Мог ли "ангел" питаться кузнечиками? Богословы уточняли, что акриды это верхушки трав. Вегетарианство.
Пророчества и оккультное. Богословы первых веков Климент Александрийский и Ориген, основываясь на ветхозаветном пророчестве (Ис.40:3) называют предтечу мессией.
И сам Христос в свою очередь тоже называет Предтечу ангелом в соответствии с пророчеством Малахии («Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете» (Мал.3:1)).
Ученики пришли ко Христу с вопросом, кто есть Мессия, и Учитель предложил взглянуть на Его благие дела и на подвиг святого Иоанна, свидетельствовавшего о Нем: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лук.7:27).
В русских иконах он называется «Ангел пустыни».
(Матф. 17: 10-12). После Преображения, увидев, как Христос беседует с пророками Моисеем и Илией, которые впоследствии исчезают, любимые ученики спрашивают: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Христос отвечает: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Надо обязательно давать несколько альтернативных версий. Правд-мнений много. Истина одна, на хотя если правду много раз повторяют много людей она уже становится истиной (общественным мнением).
Себе на уме художник или тут традиция?
Когда на изо. чего-то там растет у персонажа из живота или где то поблизости, это вполне распространённый в Библии образ. Называется это дерево Есеево. Иллюстрация пророка."Спекулум гуманное спасение" - Юго-Западная Германия, середина 14 века. И тут главное неперепутать. Пророк вот отдыхает на природе а если тоже соме в помещении то это сон виночерпия.
"Спекулум гуманное спасение" - Верхняя Германия, начало 15 века. Нойштифт-Новацелла, монастырь августинцев.
Много уже где пишу что значит символизм Босха. Как связаны его "штучки" с традиционным искусством того времени. "Арт" его- не самопал, мистика и маргинала, а общее мнение тогдашний профессионалов. Выходит что "Ничего такого особенного", вполне стандартные сюжеты. Да в немного яркой, "сказочной" обработке. Обострилось ожидание Апокалипсиса появились и чрезмерная инфернальность, тревога. "Космос как предчувствие" -ада? Когда я расшифровывал большие алтари Босха, особое внимание уделял странным плодам, которые у него постоянно кто-то клюёт. У художника даже есть особое ранжирование этих зёрен. Есть красные, есть синие, есть чёрные. Речь идёт одновременно и о семенах и о "капельках крови". Священная тропа. Примерно как Иисус шел на голгофу и "следил". Так же и по тропе человеческой истории "идут"- "они". Священное! Одна из важных составляющих Библии там всегда обговаривается это самое пролитие "Правильной крови." Искупление Спасителя, тем более когда оно происходит загодя, в его далеких предках. Это кровь Завета с Богом. Поэтому когда что-то кто-то клюёт у Иеронима речь идёт о напоминании этих самых "заветных капель". Особая печать стоит на всех важных персонажах. "Есеева печать" в противоположность "Каиновой". В текстах этот завет действительно выглядит как заклинания. Там постоянно упоминается "Где- Когда- Кем"? Были союзы осуществленные. Важные даты, фиксации договоров.
Вспоминается знаменитый Агнец Ван Эйка которого он сделал "с человеческим лицом" и почему-то в какой-то момент это так испугало зрителей, что лицо агнца переделали и стал он заурядной овечкой. Гентский алтарь 1432, центральная часть. Сейчас милоту уже убрали реставраторы. У Босха лицо зверушки тоже какое-то слишком осмысленное. На боку агнца разглядел какого-то чёртика -страшный сатанинский знак. Ведь все говорят, что автор жуткий еретик. А тут неопровержимое доказательство голые факты- клеймо. Разглядим. Да не человечек конечно! Но точно пентаграмма. А на самом деле клякса.
#Азарий #АзарийГорчаков #Graza #G_R_A_Z_A #АзарийГорчаков #AzariyGorchakov #артаналитика #философия #art #artwork #картина #graphics #graphicart #старыемастера #средневековье #автопортрет #портретхудожника #портрет #искусствоведенье #история_искусства #Hieronymus_BoschМасло на дубовой доске. Кусок алтарного образа. "Доска" сильно подрезана, поэтому фирменные "гимли" Босха не поместились. Вполне возможно, что это никакой и не Креститель. Изображен сон человека на камне. Это библейский персонаж Иаков. Или то самое традиционное Дерево Есеево. И христианская мысль позволяет существовать многим контекстом "на одной доске".
Художник превращается в бессознательное орудие, в бессознательную принадлежность высшей силы. Художник принадлежит своему произведению, произведение же не принадлежит художнику.(Новалис)
14 000 и еде один. Креститель первая трагедия первая потеря нарождающегося христианство. Первомученник, хотя первые как всегда неразумные и малые младенцы. (Избиение младенцев царем Иродом) . Выскажу опасения, и что меня не устраивает в традиционной версии искусствоведов. Действительно бывало, художники изображали Иоанна Предтечу как пастуха. Но это он в юности -пастух! Классика маньеризма- подросток вместе с ягнёнком, например на картине Караваджо, еще Салини, есть подобная картина 1622 года у Веласкеса.
Но когда Иоанн был уже с бородой, и занимался проповеднической деятельностью... И всё-таки креститель не был таким уж стариком как у Иеронима Босха. Дремлющий "старец благодушный", "без крестика", и по характеру нет то. Почему вдруг рыжий? Ну - кто там в Библии рыжий?
Креститель черный, загорелый- это ярость духа, это мессия. Иоанна "делают" атрибуты, крестик или книга. (Как на картине 1530 года Фламандскойая школы). Книга (свиток), агнец и еще река. Незамысловатый крест, из травинок. Кстати, речушка Иеронима Босха есть, но её очень трудно разобрать. Слева видно, что ручеек впадает в болото. Из речки пьют птички, из болота зверушки.
Иаков вздремнул на камне, и пригрозил лестницу. Тема лестницы тоже на картине заявлена, кто-то куда-то там всяк карабкается, на ствол медвежонок, а то вообще какое-то странное существо на некий конструкт.
Картина, скорее всего это деталь большого алтаря. Были такие алтари состоящие из отдельных картин, каждая в своих рамках которые строились вокруг "центральной формы", примерно как книжки на полке.
Картина Фон Зандрарта 1646 год тоже эффектный красный плащ.
У Иоанна лицо точно такое же как и на Босховском же нанесение креста у "дерзкого стрикашки". Под капирку. Любопытно, что позы вдруг такие разнящиеся, а лицо одно! Плащики, складки, и "сонливость" одна и та же.
Спящий Яков и его "лествица". Пробуждение. "Как страшно сие место"! Возможно имеется в виду тот эпизод когда утром уже проснулся старик и называет это место "домом божьим".
"Для дотошных. Библия. Бытие 28 глава -Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал!
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарёк имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть."
Странности повествования. Что этот человек положил себе под голову? "Переносной камень", соответственно наверняка не гигантский. Но с другой стороны когда человек проснулся то он этот камень каким-то образом поставил, превратил в какой-то монолит многое всем показывающий. Налицо некое противоречие. Не очень понятно какого всё-таки размеры камень? С одной стороны подушка с другой стороны монумент, основание будущего города Вифлеема. Если Иисус родился где-то "в камнях", в вертепе, то это очень важная деталь.
Я здесь выдаю несколько "не музейных" альтернативных версий, и это не значит что должно быть тесно. Это значит что именно так и устроено средневековое сознание. Оно в том что одна версия это скучно! Нет глубины. Вера это многочисленные переплетения. Пророчества. Смотришь на одно, тут же вспоминаешь другое. Сами по себе образы неинтересны, интересно именно связи внутри многих сложенных в друг друге образов. Это не азбука с отдельными буквами, это целые слова которые надо уметь прочитать.
Не должны ли основные законы воображения быть противоположными (не обратными) законами логики? Новалис.
Персональные "не алтарные" портреты в полный рост, без посторонних. Это немножко "отдельный жанр" в творчестве художника. Святой Антоний. Святой Иоанн на острове Патмос, и конечно Святой Христофор.
Для меня это работа чрезвычайно важна, именно эта работа она дала мне ключ к расшифровке всего творчества Босха. Док фильм, The Mysteries of Hieronymus Bosch (1980). Старинький Николас Баум путешествует по Голландии, это именно тот человек который наиболее близко подобрался "к тайнам". Искусствовед атребутировал несколько картин, наконец дав им правильные названия. "Брак в Канне Галилейской" например. Его чудная интерпретация Острова Патмос.
Николас Баум подметил что существует очень похожая на Босха картина это Иоанн Креститель, которого сотворил Гертген тот синт Янс.
Считается особым зрительские "даром" на картинах Босха обязательно найти его автопортрет. Всем интересно как Иероним выглядел. Мне кажется, именно на этой картине присутствует метафизический автопортрет живописца. Документальных свидетельств о трудах мастера мало, есть лишь несколько архивных записей в родном Хертогенбосхе. Если ориентироваться на них то окажется что Босх вообще не живописец, а устроитель шоу, клирик и конечно же мастер витражей. Еще он кулинар. В архивах "Братства Лебедя" есть запись, что в 1498 году он пожертвовал лебедя и председательствовал на банкете. А ещё он специалист по фонтанам и скульптуре. Но если Босх живописец, то остаётся ориентироваться "в сведеньях" приходиться только его картины. И сразу же заметно, но правда на рентгенах. Что у художника очень плохо выстраивались отношения с донаторами все заказчики которых он рисовал, все на чьи деньги он работал, так или иначе отказались от проекта. Мастеру пришлось удалять их фигуры со своих работ. Была такая традиция, что жертвователь имел право зафиксировать себя на сакральном предмете, и это значит (и в настоящем времени значит) хорошая экономия в веках. Спонсору можно было не заказывать мессу (ведь их заказывали на целые столетия). Лишь факт изображения, и прихожане бесплатно молились, упоминали жертвователя. А его загробная жизнь складывалась более успешно. Ну и конечно художники тоже пользовались хакерством, и плутовством, чтобы пролезть в молитву. Искусники всегда пытались как-то себя в эту историю вписать. Служебное положение. Душеспасительно "себя" вделать в икону в виде второстепенных персонажей, во втором ряду но все же! Художники старались про "личное" не забыть! Зная эту "тайную" тему искусствоведы всегда внимательно рассматривали портреты. На Босха очень внимательнее всего разглядывали и художники, например всё сюрреалисты.
Затычка. Вымарывание, самоцензура автора? Ушел спонсор. Надо чем-то спасать положение. Что-то пришлось рисовать, городить, выращивать. Кажется, тут как раз и есть единственный подлинный портрет Босха. Это метафизический "Тайный куст" рядом с евангелистом. Арт- объект -какой-то странный и напоминает "ягодную" фигуру человека. Изо "рта" какая-то птичка добывает зёрнышки. А в руках "призрака" палитра, которая прорастает странным набором кистей.
Предтеча был троюродным братом Иисуса Христа. Его мать, Елизавета, приходилась двоюродной сестрой Богоматери. Иоанн был примерно на полгода старше Иисуса. Предтеча. Общее детство. Совместные игры. История Иоанна крестителя тематически лежит в первых главах евангельского повествования. Когда ещё нет большой насыщенности событий. Первая драмма, первая кровь. Что такое ответвление -важный персонаж. Некое трагическое предвосхищение. Обычно крестителя изображали нарочито лохматым суровым, а здесь он такой милый, хорошо одетый.
На фонах картины сады, висят какие то штуки на траве. Святой жил в пустыне, а «пищею его были акриды и дикий мед» (Матф.3:4). Мог ли "ангел" питаться кузнечиками? Богословы уточняли, что акриды это верхушки трав. Вегетарианство.
Пророчества и оккультное. Богословы первых веков Климент Александрийский и Ориген, основываясь на ветхозаветном пророчестве (Ис.40:3) называют предтечу мессией.
И сам Христос в свою очередь тоже называет Предтечу ангелом в соответствии с пророчеством Малахии («Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете» (Мал.3:1)).
Ученики пришли ко Христу с вопросом, кто есть Мессия, и Учитель предложил взглянуть на Его благие дела и на подвиг святого Иоанна, свидетельствовавшего о Нем: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лук.7:27).
В русских иконах он называется «Ангел пустыни».
(Матф. 17: 10-12). После Преображения, увидев, как Христос беседует с пророками Моисеем и Илией, которые впоследствии исчезают, любимые ученики спрашивают: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Христос отвечает: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Надо обязательно давать несколько альтернативных версий. Правд-мнений много. Истина одна, на хотя если правду много раз повторяют много людей она уже становится истиной (общественным мнением).
Себе на уме художник или тут традиция?
Когда на изо. чего-то там растет у персонажа из живота или где то поблизости, это вполне распространённый в Библии образ. Называется это дерево Есеево. Иллюстрация пророка."Спекулум гуманное спасение" - Юго-Западная Германия, середина 14 века. И тут главное неперепутать. Пророк вот отдыхает на природе а если тоже соме в помещении то это сон виночерпия.
"Спекулум гуманное спасение" - Верхняя Германия, начало 15 века. Нойштифт-Новацелла, монастырь августинцев.
Много уже где пишу что значит символизм Босха. Как связаны его "штучки" с традиционным искусством того времени. "Арт" его- не самопал, мистика и маргинала, а общее мнение тогдашний профессионалов. Выходит что "Ничего такого особенного", вполне стандартные сюжеты. Да в немного яркой, "сказочной" обработке. Обострилось ожидание Апокалипсиса появились и чрезмерная инфернальность, тревога. "Космос как предчувствие" -ада? Когда я расшифровывал большие алтари Босха, особое внимание уделял странным плодам, которые у него постоянно кто-то клюёт. У художника даже есть особое ранжирование этих зёрен. Есть красные, есть синие, есть чёрные. Речь идёт одновременно и о семенах и о "капельках крови". Священная тропа. Примерно как Иисус шел на голгофу и "следил". Так же и по тропе человеческой истории "идут"- "они". Священное! Одна из важных составляющих Библии там всегда обговаривается это самое пролитие "Правильной крови." Искупление Спасителя, тем более когда оно происходит загодя, в его далеких предках. Это кровь Завета с Богом. Поэтому когда что-то кто-то клюёт у Иеронима речь идёт о напоминании этих самых "заветных капель". Особая печать стоит на всех важных персонажах. "Есеева печать" в противоположность "Каиновой". В текстах этот завет действительно выглядит как заклинания. Там постоянно упоминается "Где- Когда- Кем"? Были союзы осуществленные. Важные даты, фиксации договоров.
Вспоминается знаменитый Агнец Ван Эйка которого он сделал "с человеческим лицом" и почему-то в какой-то момент это так испугало зрителей, что лицо агнца переделали и стал он заурядной овечкой. Гентский алтарь 1432, центральная часть. Сейчас милоту уже убрали реставраторы. У Босха лицо зверушки тоже какое-то слишком осмысленное. На боку агнца разглядел какого-то чёртика -страшный сатанинский знак. Ведь все говорят, что автор жуткий еретик. А тут неопровержимое доказательство голые факты- клеймо. Разглядим. Да не человечек конечно! Но точно пентаграмма. А на самом деле клякса.
#Азарий #АзарийГорчаков #Graza #G_R_A_Z_A #АзарийГорчаков #AzariyGorchakov #артаналитика #философия #art #artwork #картина #graphics #graphicart #старыемастера #средневековье #автопортрет #портретхудожника #портрет #искусствоведенье #история_искусства #Hieronymus_Bosch