Питер Хёг. Смилла и ее чувство снега.
Книгу видела и раньше. И про фильм слышала. Но ни читать, ни смотреть не тянуло. Предполагала заранее, что чтение не из радостных, не из легких, так что вполне благополучно получалось откладывать на потом.
Прочитала о книге в блоге
iismene. Поскольку ее мнение о книгах мне всегда интересно, то взялась. Не пожалела, нет. Детектив, который и не детектив если не вовсе, то не в первую очередь. Установление личности преступника, сбор доказательств, что вообще было преступление - на мой взгляд не главное, не основное. Главное - та воля, которая ведет человека, сила, непонятная многим, смотрящим со стороны.
И было необыкновенное чувство, будто речь идет о человеке, который мог бы стать тебе хорошим другом, он интересен, важно понять, где между вами сходство, а где различие.
Приведу рассуждение Смиллы о числах, я примерно так же думаю, за тем исключением, что о комплексных имею весьма смутное представление.
- Знаешь, что лежит в основе математики, - говорю я. - В основе математики лежат числа. Если бы кто-нибудь спросил меня, что делает меня по-настоящему счастливой, я бы ответила: числа. Снег, и лед, и числа. И знаешь, почему?
Он раскалывает клешни щипцами для орехов и изогнутым пинцетом достает мясо.
- Потому что система чисел подобна человеческой жизни. Сначала натуральные числа. Это целые и положительные. Числа маленького ребенка. Но человеческое сознание расширяется. Ребенок открывает для себя тоску, а знаешь, что является математическим выражением тоски?
Он наливает в суп сливки и добавляет несколько капель апельсинового сока.
- Это отрицательные числа. Формализация ощущения, что тебе чего-то не хватает. А сознание продолжает расширяться и расти, и ребенок открывает для себя промежутки. Между камнями, между лишайниками на камнях, между людьми. И между цифрами. И знаешь, к чему это приводит? Это приводит к дробям. Целые числа плюс дроби дают рациональные числа. Но сознание на этом не останавливается. Оно стремится перешагнуть за грань здравого смысла. Оно добавляет такую абсурдную операцию, как извлечение корня. И получает иррациональные числа.
Он подогревает в духовке длинный батон и насыпает в ручную мельницу перец.
- Это своего рода безумие. Потому что иррациональные числа бесконечны. Их нельзя записать. Они вытесняют сознание в область безграничного. А объединив иррациональные числа с рациональными, мы получаем действительные числа.
Я вышла на середину кухни, чтобы было больше места. Редко получаешь возможность выговориться перед своим ближним. Как правило, надо бороться за то, чтобы получить слово. А для меня это важно.
- Это не прекращается. Это никогда не прекращается. Потому что теперь мы сразу же присоединяем к действительные числам мнимые - квадратные корни из отрицательных чисел. Это числа, которые мы не можем представить себе, числа, которые не может вместить в себя нормальное сознание. А если мы к действительным числам прибавим мнимые, то получим систему комплексных чисел. Первую систему счисления, в пределах которой можно удовлетворительно объяснить формирование кристаллов льда. Это как большой, открытый ландшафт. Горизонты. Ты идешь к ним, а они все отодвигаются.
Вы читаете примечания в книгах? Иногда они раздражают, объясняют что-нибудь вроде бы известное всем, а когда по-настоящему нужны, их нет. Хорошо, что есть интернет, я несколько раз обращалась к его помощи, встречались слова, которых я не знала. Да и что можно знать о жизни в Гренландии? Читала я об этом острове, о Туле, но не было в тех книгах эмоциональной окраски, того, что заставляет переживать вместе с героиней ее воспоминания.