Сезон цветения хризантем на пике, тротуары у цветочных магазинов заставлены горшками с кустами всех цветов и разновидностей. Который год пытаюсь устоять перед искушением, но потом всё же покупаю самые крупные. Огромные перистые шары: белые напоминают свернувшихся в клубок фламинго-альбиносов, а нежно-жёлтые -- сливочное масло, наструганное лепестками. Такие стружки особенно хорошо получаются, когда брусок масла (жирностью не меньше 82%) только что достали из холодильника.
(2) Фламинго-альбинос, вид сзади: Какие-то невероятные скульптурные формы. Можно в гипсе отливать. Или в мраморе высекать.
(3) Но -- я настаиваю -- лучше всего подходит сливочное масло. Вот, скажем, масляный лев кисти Марциуса-Саймонса Пинкни (1885) (фрагмент).
Грива у льва -- совершенно хризантемная.
Полностью картину можно посмотреть в википедии:
Pinckney Marcius-Simons, The Child Canova Modeling a Lion Out of Butter. Описание прилагается: На картине изображена кухня итальянского дворца, где идет подготовка к пиру. По легенде один из слуг, десятилетний мальчик, вызвался вырезать из масла скульптуру льва в качестве центрального элемента банкетного стола. В процессе выяснилось, что ребёнок обладает недюжинными способностями. В последствии поварёнок вырос в ведущего скульптора мира Антонио Канову (1757-1822).
(4) . В Чехии хризантемы называют "душички" или "листопадки". Душички -- потому что второго ноября, когда чехи отмечают день всех усопших Dušičky, именно живые хризантемы принято относить на могилы своих близких. А листопадки -- потому что ноябрь по-чешски Listopad. У меня с хризантемами никаких кладбищенских ассоциаций не возникает, я их помню ещё по-питерским временам, когда в цветочном ряду у парка Победы они красовались в стеклянных аквариумах со свечами для обогрева и стоили три рубля штучка.
(5) А раз уж речь зашла о Ленинграде, то не могу не вспомнить ленинградскую школу живописи и жизнеутверждающие доски, которые опять же напоминают мне масло (нет, я не на диете.) Не знаю, как эти сияющие доски приплелись в мой хризантемовый пост, но мне жаль, что Анатолий Васильев не рисовал бледно-жёлтые хризантемы. У него бы получилось здорово!
Васильев Анатолий Ильич (1917-1994)
Станция Байкал. У причала. 1961
(6) Отдельно радует живучесть хризантем. В срезанном виде они могут стоять в вазах неделями. А уж в горшке цветут не меньше месяца, раскрасавицы.
(7) Ну и конечно, я не могла не сунуть свой любопытный нос в книжку "Сто хризантем", милую сердцу любого, кто интересовался культом хризантем у японцев. Книга Keika Hasegawa была издана в 1893 году в Киото, хризантемы там собраны разные, а конкретный сорт нашёлся на странице номер тридцать пять. Сливочная красота.