Когда-то давно, ещё в школе, я прочла рассказ датского писателя Нильса Нильсена "Продаётся планета" (ок.1960) , который надолго мне запомнился. Четвёрка космических авантюристов обнаружила близ звезды Бетельгейзе миниатюрную планету. Всего лишь десять метров в диаметре, в космических масштабах - настоящая Дюймовочка. К несчастью для себя, планета оказалась обитаемой. Она была населена разумными существами, которые строили города и прокладывали дороги, невзирая на свои смехотворные размеры. Астронавтов, прибывших с Земли, очень это обстоятельство позабавило.
- Я их вижу! - Голос его напряженно звенел. - Вон как засуетились. Мы им, наверно, кажемся архангелами с огненными мечами!
Мысль об этом их опьянила. Космические боги! Они взяли друг друга за руки - даже Анжело поддался общему порыву, - включили кислородные пистолеты и закружились в буйном хороводе вокруг планеты, быстрее, быстрее… Они кричали, гикали, хохотали… Это был поистине гомерический смех. Они чувствовали себя великанами, достающими головой до звезд! От их прыжков в атмосфере планеты рождались циклоны, и темные воронки в облачном покрове проносились над кораблями, берегами, городами, производя страшные опустошения. Каждый прыжок стоил жизни десяткам тысяч обитателей Дюймовочки…
Роман "Спин" (2005) канадца Роберта Уилсона как будто рассказывает историю с точки зрения обитателей Дюймовочки, которыми, так уж случилось, в этот раз оказались земляне. А ведь богобоязненный индеец предупреждал, он предчувствовал...
- Не делайте этого! - простонал Анжело в шлемофон. - Разве вы не видите… Она священна, она - луч света, что падает в двери жизни. Если мы ее украдем, нас постигнет суровая кара. Может быть, и к нашей планете когда-нибудь прилетят вот так, как мы прилетели к Дюймовочке…
Ответом ему был дружный смех.
- Переживать из-за каких-то микробов! - хохотал Тим. - Из-за щепотки праха на ладони! Для этого надо быть полоумным индейцем!
Но Анжело оказался прав, и теперь роль микробов играют земляне. А роль интернациональной астро-четвёрки отведена неким "гипотетикам", которых в начале романа никто и в глаза не видывал, их существование считалось чисто "гипотетическим". Вот, кстати, ещё одна очевидная ассоциация: злокозненные Странники из книг АБС, навсегда сохранившие своё инкогнито. Мне кажется, харизма концепции Странников на девяносто девять процентов состоит из тайны. Никто так и не узнал, как они выглядят и в чём их цели. С гипотетиками всё гораздо, гораздо лучше. Автор "Спина" не ленится допридумывать историю до конца и не боится раскрывать загадки Вселенной, которые сам же и нафантазировал. Все реактивные гранатомёты выстреливают, все нацепленные маски сбрасываются. В результате в мой НФ-топ добавлен один из лучших НФ романов, когда-либо мной прочтённых.
PS. А один из самых клёвых фантдопов "Спина" это место, где действующий президент Соединённых Штатов Америки в своей речи цитирует (наизусть! о боги!) стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла». Хотела бы я присутствовать при этом, хехе. Фантазии, как сказала однажды Диана, ключевой персонаж "Спина", это одичавшие метафоры. Ну-ну.
PPS. Моё субъективное мнение: если читать в переводе, то исключительно в переводе Андрея Полошака.