Не читал роман, не смотрел фильм, поскольку не приемлю антисоветский дух современной литературы. Но когда в одном из постов Захара Прилепина увидел несколько иной взгляд на героиню романа и ее путь, то сразу захотелось роман прочитать, чтобы эту точку зрения проверить.
Если отвлечься от критического взгляда на советское прошлое, который вполне имеет право на жизнь, то путь Зулейхи очень напоминает путь героини фильма 30-х годов «Светлый путь». Этот фильм без натяжки можно было тогда назвать «Таня открывает глаза», а роману про Зулейху вполне подошло бы название «Светлый путь».
Это все тот же бессмертный сюжет о Золушке, которая в результате становится принцессой. Таня из «Светлого пути» была простой деревенской девушкой (как и Зулейха), работала служанкой в семье советского вельможи (и никого тогда это не удивляло), а потом пришла на фабрику и благодаря своим способностям и боевому характеру добилась самых больших высот, в том числе и любви большого начальника.
Каюсь, пока не читал роман и не смотрел сериал, но, судя по разговорам вокруг романа и фильма, речь идет примерно о том же. Забитая татарская девочка (это не понравилось националистам), благодаря советской власти обнаруживает, что она теперь не обречена на тихую семейную жизнь, а вполне может постоять за себя. Так уж вышло, что Зулейха, в отличие от Тани из «Светлого пути», попадает в другую обстановку, более жестокую (хотя и Таня чуть не погибла от рук недоброжелателей). И эта забитая девочка превращается в сильную женщину, которая, конечно, вызывает интерес у противоположного пола, вот только сама она теперь понимает, что выбор за ней, а не как в старое время, когда таких, как она, выдавали замуж, не спрашивая.
И вот теперь, после осознания факта, что жизнь Зулейхи резко изменилась в лучшую сторону с приходом советской власти, я, пожалуй, прочту роман, а может и фильм посмотрю, чтобы самому убедиться в правоте такого взгляда.
Вполне возможно, что именно это превращение тихой девочки в сильную женщину в трудных обстоятельствах и привлекло зрителей, количество которых привело к высокому рейтингу показа, а к антисоветским деталям они уже привыкли и просто не обращают на это внимания, как когда-то не обращали внимания на советские пропагандистские штампы в хороших старых фильмах.