НАТАЛЬЯ ДРОЗДОВА
МАСТЕР-КЛАСС ОТ СЧАСТЛИВОЙ ЗИНАИДЫ
Из журнала «Добродетель» № 38 2018 Странная она какая-то, не такая, как все - с удовлетворением констатировала я после более близкого знакомства с Зинаидой Владимировной Филатовой.
- Я, - говорит она, - вообще счастливый человек: пятьдесят лет в школе учительницей начальных классов - и никаких конфликтов ни с детьми, ни с их родителями. Но разве что, бывало, администрация как-нибудь зацепит. Но меня это не сильно расстраивало. В общем-то, ни директор, ни программы с методиками, ни родители мне по большому счёту не нужны. Я и дети, их глаза, их внимание - вот и всё. Я должна их научить. И не только читать и писать,
Да, на фоне так называемого общественного мнения, что в школе сегодня невозможно работать (с одной стороны - административный прессинг, с другой - дети сложные) такое признание звучит, мягко говоря, нестандартно.
- А я не готовилась стать стандартной учительницей. Да и вообще мечтала о театральном институте, об актёрской карьере. Но жизнь пошла по-иному, произошло то, чего я сама не могла понять и до сих пор не могу объяснить.
«По-иному», загадочными чудесными путями, жизнь Зинаиды пошла ещё в самом начале. В мае голодного 1947 года её, полуторагодовалую, подобрали на улице в Старом Осколе. Девочка была, что называется, не жилец, но выжила. Приёмные родители ей нашлись. Люди серьёзные и порядочные. Она любила их и была благодарна, и искренне считала, что ей повезло, в отличие от детдомовских детей, которые учились у них в школе. И тем не менее душа её жаждала бесконтрольности и независимости. Поступила в пединститут, уехала в Белгород. Но свобода длилась недолго. Пришла любовь и сделала всё по-своему. Выйдя замуж, Зинаида уехала с мужем в его родную деревню Топлинку, где они стали вместе работать в его школе.
Жизнь в замужестве была нелёгкой, но наполненной высоким смыслом и живой радостью. В муже её, в этом прикованном к инвалидной коляске человеке, было столько жизненной силы и мудрости, что все её подростковые мечты о самоутверждении растворились в них бесследно. Учителем же Александр Константинович Филатов был не только по образованию и должности, но прежде всего по нравственной конституции. Для него не было различия - хорошо учится ученик или плохо. И даже больше к нему тянулись те, кого нынче принято считать неспособными или нерадивыми и даже неблагополучными. Он не подавлял, не унижал, в каждом умел высветлить неповторимую личность. Он не учил работать на результат, ради хорошей оценки или похвалы, он старался помочь детям найти опору в жизни, найти себя.
Читать всю статью на Литературной БелгородчинеСтраница Зинаиды Филатовой на ЛБСтраница Натальи Дроздовой на ЛБСкачать номер журнала Фото 1992 года