Виталий Волобуев. Загадка старосветских помещиков

Aug 11, 2017 14:58




ВИТАЛИЙ ВОЛОБУЕВ

ГОГОЛЬ. ЗАГАДКА СТАРОСВЕТСКИХ ПОМЕЩИКОВ

Повесть - ...глава, вырванная из романа.
                                                В. Белинский [2,114]

Я люблю добро, я ищу его и сгораю им.
                                               Н. Гоголь [4,155]

Можно понять Белинского, когда он говорит: «...вы не можете представить, как я сердит на него <Гоголя> за то, что он и меня чуть не заставил плакать о них, которые только пили, ели и потом умерли!» [2,135].  А, собственно, почему? Почему не плакать о них? Белинский, естественно, не мог себе этого позволить - не плакать надо было, считал он, а кричать о пошлости такой жизни, о её пустоте и бесперспективности. Но почему же так стойко держится это мнение Белинского? Не пришло ли время иначе взглянуть на жизнь старосветских помещиков? Ибо это, несмотря ни на что, жизнь человеческая, единственная и неповторимая для её обладателей. И если образ жизни, избранный именно этими людьми вам не нравится - живите по-иному. Но - живите так же чисто, безвредно. Пусть это растительная жизнь, но почему растительная жизнь - это неправильная жизнь? Что нам не по нраву в жизни Товстогубов? Великий художник Гоголь, в отличие от нас, не боялся плакать об их жизни, хотя и подсмеивался по ходу рассказа. Ибо он не ставил своей единственной целью высмеять такую жизнь. «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной» [4,152].

Нет, Гоголь, не принимая целиком такой жизни, не одобрял и иную жизнь, жизнь тех, «...которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места...» [3,9]. Эта жизнь, казалось бы, противоположная жизни старосветских помещиков, также претила Гоголю-человеку. Не надо забывать и то, что Гоголь, наделённый судьбой меланхолическим темпераментом, и сам, в силу этого, всегда искал тишины и уединения. Другое дело, что потребность служить обществу заставляла погружаться в шум и суету столичной жизни. Из этого противоречия между природным темпераментом и воспитанным чувством общественной пользы и вырос гений Гоголя. Гений до сих пор во многом загадочный.

Так отчего же даже Белинский испугался за себя, читая «Старосветских помещиков», боясь заплакать? Не оттого ли, что стремясь избавить страну от «пошлой» жизни, от всепроникающего «меркантилизма», воюя с этим, Белинский несколько отстранялся от конкретных носителей зла, с которыми он боролся. А тут - вот они, добрейшие люди, обыкновеннейшие люди, никакие не злодеи. Отсюда растерянность Белинского - как к этому отнестись? Он поступил, как и должно борцу, - отстранился от конкретных людей во имя идеи. Может быть, оттого и не вышел художник из Белинского. Ибо неизбежно нужно абстрагироваться от отдельных личностей и рассматривать их только как носителей определённой идеи. Нельзя расслабляться, плакать. Оттого сердился Белинский. А Гоголь с любовью выписывал образы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, сообразуясь со своим собственным убеждением. «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им» [4,155].

Читать всю статью на Литературной Белгородчине

Статьи Виталия Волобуева о русской литературе на ЛБ

Страница Виталия Волобуева на ЛБ

Гоголь, Виталий Волобуев, Уроки классики

Previous post Next post
Up