С днём рождения, Юрий Степанович!

Mar 10, 2017 13:12




ЮРИЙ СПЕСИВЦЕВ

СУДЖАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО - ИСТОКИ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
Из журнала «Звонница» (2012)

Проследить истоки возникновения казачества на суджанской земле не так просто, так как его история теряется в глубине веков. Суджанская земля, как убедительно доказал известный суджанский исследователь А. И. Дмитрюков, относилась к тем землям, где исконно проживали казаки. Местное казачье население называлось черкассами, «перевертнями». Это название произошло от названия передовых отрядов казачества, которые могли выполнять особые задания - вести разведку, появляться и исчезать неожиданно в разных местах, переодеваться в неприятеля, вести скрытый образ жизни, даже при необходимости из мирного населения превращаться в грозную казачью силу. Как и пластуны, перевертни участвовали в разведке, и если пластуны - это разведка полевая, то перевертни - это значительное по количеству в основном оседлое казачье население. Один из важных признаков перевертней - это умение создавать подземные жилые помещения, подземные ходы, лазы. А также подземные монастыри и храмы. Важным делом у них было занятие ремеслами, необходимыми для ведения казачьей жизни. Первым из ремесел почиталось кузнечное, так как необходимо было иметь всегда готовое к бою оружие, подкованных лошадей. Другим ремеслом, как правило, почиталось гончарное, так как всегда нужно было уметь приготовить еду, прокормить семьи, кроме того, это ремесло почиталось произошедшим от Бога, от самого сотворения первого человека Адама. Естественно, что выпечка хлеба, добыча меда диких пчел, а затем и устройство пасек было привычным занятием для казаков. Очень важным занятием было винокурение, выгонка из хлеба хмельных напитков, вина, горилки, бражки.

Жилым помещением у перевертней была хата, курень - углублённое в землю до крыши помещение. Такое жилище очень незаметно было в лесостепи, характерной для этих мест. Татары часто проходили мимо таких поселений, не замечая их, зато казаки могли наносить удар в тыл татарам и часто отбивали угоняемых пленных.

Такой образ жизни казаков-перевертней был в обычае, уже начиная с XIV века, когда после татарского нашествия часть населения вынуждена была учиться жить под постоянной угрозой нашествий врагов. Приграничный характер жизни населения суджанской земли выработал в своей основе вольный казачий народ, какой проживал в этих местах в XV - XVI столетиях. Из исторических источников известно имя этого казачьего народа «севрюки», потомков древних жителей этой земли славян - «северян». «Перевертни», судя по всему, были частью этого народа, проживавшего в непосредственной близости между Русью и степью.

Регион обитания казаков-перевертней - это территория Слободской Украины и части Полтавской области, которая относилась к территории гетманщины. Фактически эта территория начиналась от впадения в Днепр таких рек, как Псёл и Ворксла, на юге и заканчивалась бассейном реки Сейм в современной Курской области России. На западе это регион ограничивался водоразделами рек Сулы, Сейма, Десны, а на востоке - это река Северный Донец и река Оскол. Эти земли были издавна обитаемы славянами, которые всегда проживали на границе двух миров - миром земледельцев и миром кочевников. По этой причине воинское дело было привычным занятием жителей этих мест с глубокой древности.

Упоминание о перевертнях как названии части жителей Суджанского уезда относится к концу ХIХ века. В то время этот термин употребляли для обозначения тех жителей, которые утратили национальные черты или «великороссов», или «малороссов». Однако уже в то время исконное понятие этого слова вызывало споры среди специалистов.

Читать всю статью на Литературной Белгородчине

Скачать номер журнала в PDF или посмотреть содержание на ЛБ

Журнал Звонница, Юрий Спесивцев, История

Previous post Next post
Up