sg_karamurza вскрывает причины трагедии:
В Иркутске погибли 62 человека, которые купили и выпили жидкости «Боярышник». Это общее горе, как от него не отмахивайся. Но в этом эпизоде есть побочные симптомы болезней общества и государства.
Уже в 60-е годы основная масса населения получила образование средней школы, в том числе, химии. Это была масса, которая знала, что слово «спирт» обозначает вещества с совершенно разными качествами. Конкретно, люди знали, что метиловый спирт - очень сильный яд, и что его нельзя просто назвать «спиртом». С этим веществом бывали несчастные случаи - люди выпивали метиловый спирт по ошибке.
Теперь «индивидуальные предприниматели», украв где-то или купив канистру метилового спирта, производит косметическое средство «Боярышник», уверенные, что используют спирт, только технический. И на этикетке пишет: «для наружного употребления», заведомо зная, что люди выпьют этот дешевый алкогольный состав.
Эти предприниматели наливали этот спирт по ошибке. Надо было быть идиотами, чтобы поставлять в торговлю смертельный яд, если производитель и поставщик этого яда будет сразу обнаружен. Эти производители и поставщики не знали, что делали. Они считали, что это спирт, но неочищенный. Эта ошибка - результат невежества.
Относительно государственного решения ликвидировать Госстандарт. Это была законодательная инстанция, которая накладывала запреты производства и распространения опасных продуктов без исполнения норм безопасности. Для производства ГОСТ был законом. Уже в 1929 г. была введена уголовная ответственность за несоблюдение обязательных стандартов. И эта ответственность была реальной. Этой ответственности в России нет.
Но главное было в кооперативном эффекте двух факторов: знания о различиях между метиловым и этиловым спиртом и об уголовной ответственности за нарушения ГОСТа. И производитель «Боярышника» при этих тормозах никогда бы не налил в бутылку метилового спирта. Произвести такую бутылку, наклеить на нее сделанную в типографии этикетку, упаковать в коробки и отвезти в аптеки и магазины - это был бы нонсенс. В такое событие тогда никто бы не поверил. Бывало, человек, чтобы опохмелиться, покупал флакон дешевого тройного одеколона и выпивал его с гарантией, что он сделан из этилового спирта. Это нехорошо, но это не убийство из-за невежества и отсутствия защиты государства.
А сегодня российские предприниматели и в производстве, и в торговле освобождены от обоих факторов - от знания и от закона. И никакой полиции не хватит, чтобы за ними уследить.
Актуально: красноречивая трагедия Многие белгородцы ещё помнят похожую трагедию, которая случилась в советское время. О ней в журнале «Звонница» писал человек, который занимался расследованием той давней трагедии:
Андрей Илларионович ПРОКОПЦОВ
ветеран правоохранительных органов, следователь, заслуженный работник МВД, член РУСО
ЕЖЕВИЧНОЕ ВИНО
Источник: Журнал «Звонница» № 17, Белгород, 2012, стр. 29-38
Казалось бы, ничто не предвещало беды в летнюю пору 1975 года и вдруг в больницы Белгорода и районов области стали поступать больные со странным отравлением. В течение трёх дней в больницы поступило более двухсот человек с диагнозом «отравление организма неустановленным веществом», из которых 16 человек скончались, а всего отравилось 235 человек и 36 из них со смертельным исходом.У больных в течение короткого промежутка времени полностью разлагалась печень. Все лучшие силы медиков Белгородской и Воронежской областей были поставлены на ноги, но причину такого диагноза установить не могли.
В связи с этими чрезвычайными событиями при областной прокуратуре был создан штаб, в который вошли руководители правоохранительных органов и здравоохранения. По факту массового отравления людей со смертельным исходом Белгородской районной прокуратурой было возбуждено уголовное дело и сообщено лично генеральному секретарю ЦК КПСС. Первоначальные мероприятия ни по уголовному делу, ни по линии Центральной эпидемстанциии медицины положительных результатов не дали.
Единственное, что было установлено, это то, что все отравившиеся употребляли ежевичное вино. Об этом ярко свидетельствовал случай, когда к жителю села Болховец Белгородского района на день рождения пришли два друга с жёнами. Один из них был агроном, а второй зоотехник. По пути они купили в магазине три бутылки ежевичного вина. Привлекло их это вино необычно красивым цветом. Во время застолья вся компания употребляла этот «солнечный» напиток и все почувствовали себя очень плохо. Один из гостей (зоотехник) попросил молока, выпил его больше литра и отделался лёгким недомоганием, а агроном и его жена в течение суток скончались.
В ходе проведённых мероприятий было установлено, что в магазины ежевичное вино было поставлено из Свекловичного райпищекомбината облпотребсоюза Ракитянского района. Проверкой на месте было установлено, что это вино пищекомбинатом было изготовлено из «ежевичного сока», который был поставлен в железнодорожной цистерне ёмкостью 50 т совхозом «Хаишти» со станции Джвари Грузинской ССР по цене один рубль за литр. К великому счастью, основную партию этого вина удалось задержать и не допустить его в торговлю. А это было шесть вагонов, которые направлялись в город Череповец Вологодской области. Таким образом, благодаря оперативности работников медицины и правоохранительных органов дальнейшую трагедию удалось предотвратить.
В связи с этими событиями штабом было принято решение: срочно направить оперативную группу из четырёх специалистов на место производства этого «сока».
Читать всю статью на Литературной Белгородчине