«Место Виталия Николаевича Волобуева в современной российской литературе не определено, ещё не изучено, так как постоянно появляются новые произведения: автор находится в расцвете творческих сил. Исчерпывающих литературоведческих исследований по творчеству поэта найти не удалось. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.
Слепое подражательство богемным знаменитостям - это поток, в котором может затеряться талант. Этим грешны порой современные поэты. Но, к счастью, этого лишен Виталий Николаевич.
Оценивая поэтические вкусы современных читателей Белогорья можно определить грани общественного сознания, современные идеалы. Даже можем бросить дерзкий взгляд в будущее и предположить пути дальнейшего развития литературы и культуры в нашей области. Жаль, нет машины времени, и мы не можем убедиться в правильности наших прогнозов. Но если бы можно было заглянуть вперед на несколько сотен лет, я думаю, что список классиков точно бы пополнился именем нашего современника, белгородца - Виталия Николаевича Волобуева.
Читателей приятно удивляет в творчестве Волобуева, то, что у него практически нет неудавшихся экспериментов. Интуитивно ли, по праву таланта ли, он сразу действует верно, без балласта. Ни одно его произведение: стихотворное, литературоведческое и философское не разочаровало отсутствием свежей мысли. В его творческой работе нет произведений ниже однажды установленного автором самим себе высочайшего уровня.
В стихах Виталия Николаевича есть различные типы лиризма. Первый тип - конкретизирующий внешний мир, но закрывающий от него своё «я». Второй - объединяющий свое «я» и окружающую реальность в единое целое.
Стихи «бунинского типа» насыщены большим количеством деталей, примет времени, бытовых подробностей - сродни хорошему кино. Но поэзия Волобуева «кинематографична» не только поэтому. Он - превосходный «оператор» и «звукооформитель»; он может точнейшим образом передать фактуру предмета или пейзажа, игру светотени, особенность звука.
Стихи «фетовского» типа кажутся статичными, созерцательными: вёсны и лета, закаты и восходы, звёзды и грёзы, акварельная прозрачность, щемящее чувство.
Мы встречаем в произведениях талантливого белгородца и «некрасовскую» гражданственность, но без «державинской» громогласности.
Мне кажется, что Виталий Николаевич один из самых музыкальных современных белгородских поэтов: его строки всегда великолепно интонированы. Их легко запомнить и продекламировать, но трудно пересказывать и интерпретировать. Это совершенно «толстовское» качество.
Читаешь волобуевские деревенские этюды - нахлынули «воспоминания». Но откуда? Ведь я сам никогда не жил и редко бывал в деревне? Но почему появляется такая иллюзия, что это про твое родное, знаемое? Думаю, в стихах поэты, намного прозорливее, чем люди в обычной жизни. В стихах есть что-то гипнотическое, пророческое.»
Всю презентацию можно увидеть здесь Эту презентацию я знаю давно, но как страничку в Сети вижу впервые. Есть в ней и одна любопытная ошибка, снова связавшая меня с Константином Бальмонтом.
Я уже рассказывал как-то о мистическом совпадении строк «блуждающий свет». В работе школьника есть несколько сопоставлений стихотворений классиков и моих. Он ставит рядом с моими стихи Ахматовой, Бунина, Бродского, Есенина, Некрасова, Фета. В том числе есть сопоставление стихотворения Бальмонта с моим. Но самое удивительное - под именем Бальмонта стоит ещё одно моё стихотворение:
К сожалению, изображение плохое, здесь именем Бальмонта подписано моё стихотворение «И даже если угадаю, Когда уйти мне суждено...» Но почему именно на Бальмонте у школьника выскочила такая ошибка. Всё-таки не зря, похоже, Бальмонт в 1911 году жил в десяти километрах от того места, где я родился спустя ровно сорок пять лет...