Деяния святых отцов. Газета «Ленинская смена». 1985

Dec 14, 2014 16:50





Газета «Ленинская смена» от 30 июля 1985 года

«ДЕЯНИЯ» СВЯТЫХ ОТЦОВ

Середина XVII столетия. На престол московских царей сел Алексей Михайлович, прозванный по иронии судьбы - Тишайшим. Ещё не было ничего известно о Степане Разине, но грозди гнева зрели в думах обездоленных. Плодородные чернозёмные степи манили многих. Правительство, желая обеспечить максимально быстрое заселение плодородных мест чёрным людом, временно сдерживало земельную экспансию московских дворян. Зато духовенству оно открыло «зелёную улицу».

В 1666 году стараниями набожного Алексея Михайловича была учреждена Белгородская Епархия. Щедроты царя не знали границ. Так соборной церкви г. Хотмыжска в 1649 г. был подарен напрестольный серебряный с позолотой восьмиконечный крест, а церкви г. Яблоново икона «Знамения Пресвятой Богородицы» в серебряно-вызолоченной ризе.

Первым белгородским епископом в сане митрополита был Феодосий (митрополит Сербский) Он пробыл на этом посту недолго и ничем особенным зарекомендовать себя не сумел. Зато следующий по счету митрополит - Мисаил зарекомендовал себя как ярый крепостник и гонитель свободомыслия. Мисаил ополчился против народных забав и в своем послании «обрушился» против «накладывания личин (т.е. масок) и скоморошья платья». «Деяния» «святого» отца не остались незамеченными. Благоволящий к нему Алексей Михайлович пожаловал мракобесу государеву вотчину - село Заячье с деревнями. Судя по отказным книгам, в 1668-1672 годах во владенье митрополита перешло 119 дворов. В 1676 году «в прибавку» были даны деревни Ломово и Коренская, в которых по переписи 1675 г. насчитывалось 85 дворов. Служилые люди попали в кабалу. Нежелание попадать в зависимость Мисаилу было настолько велико, что при переходе в руки митрополита деревень Ломово и Коренской, 38 трубачей и солдат и 105 человек их родственников - жителей этих деревень с согласия правительства переселились в с. Городище и деревню Тюрино Корочанского уезда. Участь оставшихся была незавидна. Формы эксплуатации приняли самые чудовищные размеры, и в 1682 г. во владениях Мисаила вспыхнуло восстание. Царское правительство поспешило на помощь крепостнику. Белгородский воевода П. Скуратов жестоко расправился с восставшими, последовали казни зачинщиков и всеобщая порка крестьян.

Несколько ранее «пострадавшему» Мисаилу были пожалованы владения и крестьяне в Хотмыжском уезде. Духовенство калечило людские судьбы. В прошении, написанном в 1719 г. одной жительницей края, говорится, что брат отдавал её насильно под венец. Женщина в отчаянии умоляла священника её не венчать, так как не любила наречённого. Священник, получив от брата невесты соответствующую мзду, вероломно прибег к помощи знахаря, давшего невесте «наговорённой воды». От этого зелья она пришла в безпамятство и её обвенчали. Вдобавок ко всему, «святой отец», «вразумляя» бедную женщину, «таскал её за косу», а клир «поучал» плетьми. На следствии, когда вскрылась эта неприглядная картина, священник всячески отрицал случившееся.

«Деяния» епископа Антония Чернавского, занимавшего белгородскую кафедру с 6 сентября 1742 го да по 1 января 1748 года, даже в видавших виды церковных кругах получили нелестную оценку. При всяком удобном случае Антоний и его многочисленные эахребетники обирали не только мирян, но и духовенство. Стяжательство его не знало границ. «Святой» Иосаф Горленко «прославился», как гонитель знахарей. Он ополчился против «дел бесовских и чародейных». По его наветам мнимые чародеи и чародейки жестоко наказывались плетьми и оковами. По указу императрицы Анны Иоанновны их могли даже публично сжечь на костре. Честолюбие Иосафа не знало границ. Он даже вступил в конфликт с белгородским гражданским губернатором Салтыковым, человеком крутого нрава. Последний должен был, стоя на коленях, униженно вымаливать прощение у Иосафа. Так что легенды о «смирении» и лёгкости характера «старца» не более, чем пропагандистский трюк.

Епископ Феоктист, очередной коллега Иосафа по белгородской кафедре, стал учредителем Белгородской духовной семинарии. Имя его вообще можно было бы предать забвению, если бы не одно любопытное обстоятельство. Как явствует из документов, когда получилась загвоздка с деньгами на строительство 2-этажного каменного корпуса семинарии, «бедный» пастырь, не моргнув глазом, «изыскал» из своих «скудных» средств 12000 рублей. Остальные недостающие 2400 рублей внесла казна. Комментарии, как говорится, излишни.

Восседая на архиерейской кафедре, белгородские «святые» отцы верой и правдой служили интересам самодержавия, держа простой народ в темноте и невежестве.

А. ВИТОХИН

Белгородчина, Советское, История

Previous post Next post
Up