Русская литература американцам нужнее...

Nov 11, 2013 22:53




Дарья Варламова рассказывает:

Профессор Университета Вирджинии Эндрю Кауфман придумал необычный совместный курс - для своих студентов и несовершеннолетних правонарушителей из местного Молодежного исправительного центра. На занятиях ребята обсуждают проблемы русской литературы. Кауфман рассказывает какие споры разгораются вокруг «Шинели» и чем поэзия Лермонтова близка трудному американскому подростку.

В основном мы изучаем рассказы и стихотворения. Из поэзии - «К поэту» и «Памятник» Пушкина, «Отчизну» Лермонтова. Целиком читаем «Героя нашего времени». Еще «Шинель» Гоголя. В следующем году будем проходить «Записки сумасшедшего». Из Толстого - «Смерть Ивана Ильича» и «Много ли человеку земли нужно». Из Достоевского проходим рассказ «Честный вор» и начали читать часть «Преступления и наказания». Летом будем читать целиком - но это будет уже отдельная программа, которая выросла из основной. Еще читаем Чехова, «Палату № 6», и «Матренин двор» Солженицына. В следующем году будем читать «Один день Ивана Денисовича». Это русская классика, наверное, то же самое вы проходите в школах - но это же не русские, а американские дети!  Мне самому это удивительно.

Рассказ «Смерть Ивана Ильича» производит очень сильное впечатление. Вначале его не очень любят, считают слишком тяжелым, но самые интересные обсуждения происходят вокруг этого рассказа. Ведь многие из заключенных переживали смерть ближних. «Много ли человеку земли нужно» - тоже многие любят, потому что в этом рассказе писатель размышляет о жадности.

Довольно неожиданной оказалась их реакция на «Шинель» Гоголя. Как вы знаете, в обычном прочтении Белинского мы должны сочувствовать «маленькому человеку». Но заключенные по-другому смотрят на этот рассказ, и некоторые из них думают, что ему нужно быть жестче и учиться выживать в жестоком мире и он сам виноват в своей слабости. Что самое интересное, они проецируют эту точку зрения и на свою собственную жизнь: в том, что они оказались в тюрьме, они винят только себя. И все-таки некоторые из ребят жалеют Акакия.

Еще многих цепляет «Отчизна» Лермонтова. Одно из упражнений, которые им нужно выполнить, - написать свое собственное стихотворение о том месте, которое они называют домом. Один из заключенных прочел стихотворение Лермонтова и понял, что в тюрьме ему больше всего не хватает всяких мелочей, которых он раньше не замечал: носить свои собственные ботинки, возможности самому залезть в холодильник, смешныз разговоров с братом и родителями. Это та «странная любовь», которой мы любим вещи, которые нам дороги, и которую другие люди не могут оценить.  И эта беседа помогла мне оценить задумку Лермонтова.

Ддумаю, что русская литература здесь все-таки играет особую роль. Она поднимает так называемые «проклятые вопросы бытия» - те вопросы, которые наиболее важны для заключенных. И этих вопросов она касается более интенсивно, чем другая европейская или американская литература.

Преступление и воспитание: как русская литература помогает заключенным в Америке

Америка, Литература, Сделано в России

Previous post Next post
Up