Пневматосфера

Jan 23, 2011 19:57




banshur69 размышляет:

21 сентября 1929 года отец Павел Флоренский писал В.И. Вернадскому «о существовании в биосфере, или, быть может, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченного в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа... есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе».

Что означает это предположение отца Павла? Человек может жить жизнью обычной и жизнью духовной. При духовной жизни его присутствие в мире достигает такой степени интенсивности, что остается отпечаток человека (либо самого момента излучения его личности) в информационном пространстве. Отпечаток записывается на материю. И в этом, в сущности, нет ничего удивительного. Законы природы не позволили человеку создать вечный двигатель, но позволили изобрести фонограф. Это означает, что сама материя обладает свойством фиксации информационных фактов с их последующим воспроизведением, растянутым во времени.

Очень часто, проходя по длинной Курортной улице в Комарове, я ловил отголоски каких-то не принадлежавших мне мыслей. Их оставляли ранее проходившие здесь люди. Они интенсивно думали каждый о своем, а следы мыслей оставались. Некоторые я подбирал, а некоторые адресовались людям со способностями к другим предметам. И когда я ходил по этой улице (а это были 80-е и начало 90-х), то вспоминал, как Надя Рушева, оставшись одна в комнате Пушкина на Мойке, вдруг стала видеть происходившие в ней бытовые сцены и быстро их зарисовывала. Наталья Николаевна перед зеркалом, Пушкин задумался у книжного шкафа, дети у одра смерти Пушкина... Художница увидела те самые моменты, когда напряжение было чрезвычайно велико, мысли и чувства переполняли людей и, возможно, оставили отпечаток в этой комнате.

Я также подумал, что кошки иногда пугаются абсолютно пустого пространства, боятся зайти, сторонятся, обходят что-то, где ничего нет (сколько раз наблюдал). Очень возможно, что они видят эти духовные записи на кусках живой материи... Чужие мысли исчезли с комаровской дорожки где-то с 1995 года, больше они не ловились.

Для того, чтобы оставить такой вечный материальный след, нужно очень сильно потрудиться духом. Но возникает вопрос: остаются ли более слабые следы? Записываются ли поступки как таковые? Или пневматосфера отбирает наиболее достойных? К сожалению, отец Павел в своем письме этих вопросов не поднял. Он осторожно заметил: «В настоящее время еще преждевременно говорить о пневматосфере как о предмете научного изучения; может быть, подобный вопрос не следовало бы и закреплять письменно. Однако невозможность личной беседы побудила меня высказать эту мысль в письме».

Источник

Тайны

Previous post Next post
Up