По соседству с современным искусством

Jun 13, 2016 16:33

Во-первых, я решил начать использовать свой компьютер по назначению: писать в ЖЖ.
Во-вторых, вдохновленный новостным поводом о Петре Павленском, я еще утром решил что надо написать про современное искусство.
В-третьих, только что прочел, что сегодня умер Олег Каравайчук, и об этом не написать как-то неправильно.

Начну с Петра Павленского. Какой он, впрочем, Петр, он Петя, в крайнем случае Петяй... Помните я писал про своего одноклассника, который стал замминистра? Так вот, Петя, также как и Леша -- человек из моего детства. Счастливое у меня было детство!





В прошлом году мы сидели в баре на Васильевском и отмечали мой день рождения. Мой старинный друг Кока спросил:
- А ты там в своей Америке про Петю Павленского слышал?.
- Конечно слышал, но меня это мало интересует, а что?
- Я тут с ним встречался недавно общался...
- Рад за тебя, и что?...
- Да это ж Петя... "Петяй", ты его не помнишь что ли?
И тут я начинаю понимать, вспоминать и сопоставлять визуальные образы. Конечно же помню... Я не дружил с Петяем, но я дружил с Кокой, а тот дружил с Петяем. Было это в замечательные времена, когда нежное детство перетекло уже в отвязное отрочество с рок и панк музыкой, и всеми остальными замечательными атрибутами. Помню Петяй меня впечатлил когда мы с Кокой пошли на концерт Летова, в "Полигон", который находился тогда где-то у Обводного. Впечатлил он меня тогда тем, что пошел с нами. Мне было тогда 14, и для меня самого тогда это было немного боязно, а Петяю -- 12, и кажется ему не было.

Воспоминаний об отрочестве и юности Художника у меня увы мало. Кто же знал, что он станет Художником. Знал бы -- внимательнее бы относился к тем случаям когда они с Кокой заходили ко мне, или когда мы просто трепались на лестнице. Петяй был похож на других из тех ребят которых я знал, но не общался регулярно: у него все время было свободное время и не было забот, у меня забот конечно тоже не было. Наверное если бы были, то закончил бы школу с медалью. Четко помню, что в отличие от многой другой публики, за пределами моего ближнего круга, Петяй был философ и интеллектуал. Ну с натяжкой конечно, такой интеллектуал каким можно было быть в отрочестве-юности. Но с ним было всегда интересно потрепаться.

Последнее мое воспоминание о Петяе -- мой, кажется, первый или второй курс. Я -- счастливый обладатель струйного цветного принтера. Петяй просит меня распечатать ему какой-то "арт", а я его с этой просьбой сливаю, под предлогом что тонера осталось мало (может и правда его было мало). Тогда ведь не было на каждом углу печатного сервиса, времена почти ламповые, прошлый век... Вот думаю, быть может это была точка бифуркации, распечатал бы я ему тогда эту картинку, и Петя быть может стал бы выражать себя в рисовании на компьютере. И рот был бы цел, и мошонка... И никто бы про него не знал. И я не стал бы писать этот пост. Потому что писать про произвольного мальчика, которого никто не знает.

------------------------------------------------------------------------

Теперь про Каравайчука. Каравайчука, как и Павленского, я знал не за его искусство. Петя был сосед по Васильевскому острову. Каравайчук был сосед по Комарову. Помню его с детства. Местная достопримечательность. В детстве я не был уверен, дед это или бабка. В отрочестве мне объяснили, что все-таки дед, причем он не просто чокнутый дед в свитере и берете, а композитор.

Я никогда не интересовался современной музыкой. Если, конечно, не считать упомянутого выше Егора Летова современной музыкой. Периодиески слыша иди читая о знаменитом соседе, я ради любопытства слушал записи Каравайчука на youtube, буквально несколько раз. Мне кажется, интересно. И конечно наволочка на голове или игра ногой добавляет некого шарма... Очевидно, у него было признание, его любили. А способность вызывать в людях сильные эмоции -- это разве не искусство?

Но я не о музыке. Мне будет не хватать его не за его музыку, а за его визуальный образ. Абсолютно простой, как-будто карикатурный (ну как еще изобразить чокунтого композитора?), но при этом такой неповторимый. Раньше бывало идешь по Комарову, встретишь Каравайчука и настроение поднимается. Он всегда казался эдаким мостиком в мое комаровское детство. Я всегда восхищался, что вот я живу, меняюсь, а он -- нет. Как комаровские сосны... От этого мне особенно грустно, что он ушел. Хотя, наверное, его призрак будет продолжать бродить по Комарову, в берете и свитере и скрутив за спиною руки... Куда ж ему еще пойти такому?

image Click to view

art, Комарово, детство, видео

Previous post Next post
Up