Sep 04, 2012 11:57
Стук и суета вокруг входа.
На дачу Громова с кувалдой и кусачками. Экскурсия со взломом. Замок на дверях висит, но ключа от него нет. Он должен быть у хозяина, а у этого дома владелец пока не определен.
Андрей ЦИБИНОГИН - заместитель главы Петроградского района объясняет:
"В настоящее время оформляется документация о передаче этого здания из казны СПб в ведение государственного учреждения подростково-молодежный центр «Петроградский». С этого момента у нас и начнутся все права по его охране, по выделению средств из бюджета для ремонта, реконструк…, извините - ремонта, и организации работ".
В переводе с казенного языка это означает: дом повис в воздухе. Никакой фантастики - здание деревянное, признано памятником архитектуры, и стоит на земле. В самом центре Петербурга. На Петроградской стороне. Владелец - город. Но вот уже больше года его передают от одного государственного ведомства, другому.
Чтобы найти ключ от дверей, пришлось обратиться в Комитет по управлению государственным имуществом. 27 августа. Тот послал нас в комитет по культуре. 28 августа. Оттуда в КГИОП - по охране памятников. 29 августа. Там сослались на район. 30 августа. И дальше 31.08-1-2-3 сентября - тот же маршрут по кругу.
Ответ, наконец, прислали. На бумаге. В пресс-службе откровенно признались, что "председатель КГИОП общаться лично стесняются". Буквально. Это цитата!
А вот и основной текст письма: На сегодняшний день пользователь здания не определен, охранное обязательство на объект… не заключено. Здание находится в неудовлетворительном состоянии.
Вот и всё. А между тем, таких домов в Петербурге - единицы. До войны было около тысячи - в блокаду большинство сгорело. А дача купца Громова сохранилась почти нетронутой. В подлинном виде. Уникальный образец деревянного зодчества середины 19 века.
Михаил МИЛЬЧИК - историк искусства, реставратор-архитектор, член совета по охране памятников истории и архитектуры при губернаторе Санкт-Петербурга - ведет экскурсию снаружи: "Здесь вы видите явные признаки классицистические - пилястры, почти точные в дереве воссозданные капители, кстати, нигде на Западе вы деревянного классицизма не найдете. А здесь - находите! Это первое. В то же время это уже другая эпоха, это вольное обращение со стилевыми признаками классики".
Здесь бывал Чехов, пели артисты Мариинки, студенты Консерватории, художники устраивали выставки, - Громов был меценат и любитель садов. В его пруду плавал пароход, вокруг были фонтаны, оранжереи, гроты. В советские годы здесь устроили телецентр, тот самый, который транслировал первый в СССР телевизионный сигнал! Потом был дом пионеров. В Перестройку пустили коммерческих арендаторов. Но даже они не смогли полностью уничтожить исторические интерьеры - камины, лепнину, резьбу. Но за этот год, пока городские власти решают какие-то «юридические» вопросы, деревянный шедевр заметно обветшал.
Михаил МИЛЬЧИК - историк искусства, реставратор-архитектор, член совета по охране памятников истории и архитектуры при губернаторе Санкт-Петербурга: "Пример - водосточная труба. Она вся забита листвой! Сюда попадает вода. Вода еле-еле просачивается. Льется на кладку цоколя. Цоколь быстро разрушается, дерево подгнивает. Прочистить эту трубу! Это не требует больших капиталовложений. Да и вообще никаких капиталовложений не требует!
В районе "мечтают" получить полномочия на этот дом, вернуть сюда детей - открыть бесплатные кружки, студии, секции. Говорят, есть надежда, что к декабрю, круговорот документов завершится. И тогда в 2013-м году можно планировать финансирование, а в 2014-м начать приводить здание в порядок. Сколько потребуется времени на реставрацию - не известно, никто не считал. И гарантии, что безнадзорная дача к тому времени не рухнет, тоже никто не дает.
Дача Бенуа, например, уже сгорела...
03.09.2012г.