Сегодня в МК-Эстонии в рубрике "Мнение" опубликована моя статья "Караул! Не дают ездить с ветерком!". Тема навеяна письмами недовольных водителей, которым мешают островки безопасности и сужение проезжей части на внутриквартальных дорогах.
Всем известен извечный спор на тему, кто был раньше - яйцо или курица. В наше время на фоне бурной урбанизации и автомобилизации на повестку дня встал вопрос, кто важнее - человек, в данном случае пешеход, или автомобиль. Чьи интересы важнее - тех, кто сидит за баранкой авто или пешеходов? Естественно, что и те, и другие хотели бы, чтобы их интересы были учтены максимально. Но поскольку они зачастую прямо противоположны, то и недовольных много и с той и с другой стороны.
Самые беззащитные
Пешеход - самый беззащитный участник движения. При этом они всё-таки составляют большинство участников движения. В этой категории наибольшее беспокойство вызывают дети. Ведь их небольшой жизненный опыт пока не позволяет адекватно оценивать ситуацию на дороге. Вчера начался новый учебный год, а это означает, что на сейчас на улицах появились дети, в том числе и первоклассники, которые привыкают к новым маршрутам, включающим и переходы. К сожалению, трагические случаи с детьми на дорогах не стали у нас редкостью. Согласно данным Департамента шоссейных дорог, только за 6 месяцев этого года погибло 5 детей в возрасте до 15 лет. Для сравнения, в прошлом году за этот же период погиб только один ребенок, а всего за прошлый год - трое детей. И если общее число ДТП с участие ребенка за полугодие уменьшилось в сравнении с первым полугодием 2008 года, то доля детей, получивших ранения в них, выросла и составила 11,2%. Не удивительно, что по данным Пыхьяской префектуры за первое полугодие в 44% ДТП с пешеходами вина была за самими «безлошадными» участниками движения. Хотя каждый год проводятся самые разнообразные кампании по безопасности движения, но результаты ещё далеки от удовлетворительных. В этом году на августовском совещании директоров таллиннских школ было обращено внимание на то, что обучение детей навыкам безопасного движения нужно проводить не только на теоретическом уровне в классах, но показывать в реальных условиях, как нужно двигаться по улице и пересекать проезжую часть. Правда, одной школы тут будет недостаточно. Сами взрослые должны подавать пример, как безопасно вести себя на улице. Но буквально оторопь берет, когда видишь, как мама или бабушка решает с ребенком перебежать улицу в неположенном месте или пойти через переход на красный свет светофора. Однажды на переходе на перекрёстке Пярнуского шоссе и площади Вабадузе я наблюдал сцену, когда бабушка буквально тащила внука через переход, когда горел красный свет. Внук уже, видимо, знал, что переходить нельзя и пыталься бабушку остановить, но в ответ его дернули и было велено молчать и не перечить старшим. Думает ли такой горе-родитель, какой пример он подает? Наверное, обучать безопасным навыком передвижения на улицах нужно детей вместе с родителями и бабушками-дедушками, иначе все усилия школы пойдут прахом.
Кому мешают островки безопасности?
Известно, что при меньшей скорости движения вероятность ДТП меньше, как и степень повреждений в случае, если все-таки оно произошло. Поэтому в мировой практике на дорогах, которые не относятся к магистральным и скоростных, а проходят в районах с интенсивным пешеходным движениям, особенно на межквартальных проездах, уменьшают скорость движения. Используют как т.н. «лежачие полицейские», так и сужение ширины проезда на переходах, где сооружаются отсровки безопасности, а также устанавливают ограничение скорости до 30-40 км/ч. «Лежачие полицейские» или пересекающие проезжую дорогу выступы весьма эффективны для снижения скорости, но для самого автомобиля могут повлечь негативные последствия, особенно если построены с нарушением требований. Другой способ - сужение проезжей части и сооружение островков безопасности. Кто бывал в Лондоне, Брюсселе или других европейских городах, замечал, что островки устраивают так, что проехать их можно только снизив скорость, так сужается здесь проезжая часть. И то, что для городского автобуса проезд становится тоже сложным, не помеха. Ведь на чаше весов - жизнь человека. Повсеместно в Европе на межквартальных улицах установлены ограничения скорости.
Теперь такой подход начинают использовать и у нас в Таллинне. При реконструкции дорог, где имеются пешеходные переходы, строятся островки безопасности. Теперь проехаться с ветерком по улице Паэ, например, не удастся. И это не единственная такая улица в спальном районе. Но уже посыпались в газеты и мэрию возмуженные письма автоводителей, что островки ужасные и им не нравятся. Не буду касаться темы качества ремонта улиц и затягивания сроков - это отдельная тема, но сама идеология умышленного сокращения скорости движения у переходов, на мой взгляд, вполне оправдана. Ведь каждая жизнь стоит намного больше, чем порция адреналина от нажатия на педаль газа до упора.