Писать о БДСМ с позиции науки тяжело. Несмотря на существенный научно-технический прогресс, человеческая психика до сих пор остается весьма неподатливым для изучения объектом. В данной статье мы собрали немало исследований, но почти все они имеют одни и те же проблемы. Наиболее распространенная из них состоит в том, что работы просто не затрагивают тему достаточно глубоко. К примеру, при проведении опроса задаются самые общие вопросы о том, занимаются ли люди БДСМ и как часто. Даже качественная обработка собранных данных даст нам очень мало, потому что неясно, что именно подразумевается под БДСМ, насколько серьезные практики и т.д.
Вот, например, работа[1], которая подкрепляет наше замечание насчет поверхностности опросов. По ее данным, 46,8% населения Бельгии пробовали БДСМ-практики хотя бы раз. Еще 22% фантазировали об этом. 12,5% практикуют регулярно. 26% интересуются БДСМ. 7,6% определили себя как БДСМщиков. Как видим, разброс между теми, кто "пробовал", кто "интересуется" и кто “считает себя БДСМ-щиками” -- колоссальный. Во многих работах такого разделения нет, и в БДСМ-щики автоматически записываются все.
Вторая весьма распространенная проблема -- методологическая. Это может быть маленькая выборка или плохо описанная статистическая обработка. Наконец, есть качественные исследования (вроде глубинных интервью). В них авторы пытаются изучить вопрос подробно, но выполняются они нередко буквально на нескольких людях, а результаты сильно зависят от исследователя.
Ниже мы рассмотрим некоторое количество работ “за” и “против” БДСМ и подобьем итог. Затем мы расскажем о той части БДСМ, которая совершенно точно представляет опасность и при этом является весьма распространенной. Однако сначала разберемся с половым составом.
Половой состав в БДСМ: «верхние» и «нижние»
Есть все основания считать, что женщин много среди “нижних” и мало среди “верхних”. Согласно большому опросу[2], 76% женщин предпочитают нижнюю роль и всего 8% верхнюю. У мужчин цифры другие: 48% - верх и 33% - низ. Сопоставимые цифры дает и анализ полового состава “верхних” и “нижних” во многих отдельных БДСМ практиках, например, в бондаже (связывании). Согласно исследованию[3], среди гетеросексуалов доминантную роль предпочитает 71% мужчин и 11% женщин. А сабмиссивную, соответственно, -- 29% мужчин и 89% женщин.
Наша обеспокоенность такими цифрами обусловлена следующим. Весьма вероятно, что вышеуказанное половое распределение обусловлено традиционной культурой, предписывающей мужчинам и женщинам разные ролевые модели. К сожалению, вопрос влияния стереотипов и полоролевых моделей на поведение в БДСМ практически совсем не изучен, но мы склонны подозревать, что связь может быть двусторонней: из-за выученных стереотипов человек может склоняться к определенной роли в БДСМ, а отыгрывая эту роль - еще сильнее укрепляться в стереотипах.
Работы «за» и их проблемы
Начнем с одного из самых популярных исследований[2], которое нам уже присылали не один десяток раз. Его авторы приходят к выводам, что практикующие БДСМ люди менее невротичны, более открыты к новым опыту и людям, более добросовестны, легче воспринимают отказы, отмечают лучшее самочувствие, но менее склонны к кооперации с другими людьми. Это типичный пример неплохой, но поверхностной работы: анонимный онлайн-опрос без какого-либо ранжирования конкретных БДСМ-практик. В общую БДСМ-выборку могут попадать: как жесткие садисты, так и любители время от времени завязывать глаза; как любители формата 24/7, так и пробовавшие лишь несколько раз. Соответственно и средние выводы по ним мало о чем говорят.
Также заметим, что полученные размеры эффектов маленькие, то есть различия могут вообще не играть в жизни людей никакой разницы. Единственный пример больших различий нашелся в “необходимости одобрения”, которой у БДСМ-щиков меньше. Наконец, не будем забывать о возможном смещении выборки в сторону людей с позитивным БДСМ-опытом, так как люди, которые от БДСМ пострадали, на наш взгляд, менее охотно станут участвовать в опросах по этому поводу.
Дальше у нас исследование[4] с большой выборкой, согласно которому 2,2% сексуально активных мужчин и 1,3% сексуально активных женщин в Австралии были вовлечены в БДСМ-практики по меньшей мере один раз за последний год. Вовлеченные люди чаще занимались оральным и/или анальным сексом, чаще имели больше одного партнера за год, чаще занимались сексом с кем-то кроме своего постоянного партнера, участвовали в групповом сексе и т.д., однако более частого принуждения к сексу или значительно большей тревожности/неудовлетворенности показано не было. Интересный факт: девушки, принимавшие участие в БДСМ, чаще бывали задержаны полицией на 24 часов и более. Проблемы у работы те же: снова нет ранжирования тяжести практик и не учитывается степень серьезности погружения в Тему.
А вот большое и подробное, но весьма неоднозначное исследование[5]. В его ходе не было найдено свидетельств связи БДСМ с тревожными, депрессивными и обсессивно-компульсивными расстройствами. Более того, среди практикующих не найдено более широкой распространенности ПТСР, психологического садизма/мазохизма и травматичного опыта. Правда, найден несколько повышенный уровень неспецифических диссоциативных симптомов и нарциссизма.
В качестве критики укажем на отсутствие контрольной группы: сравнения проводились со "стандартной выборкой", по которой ранжируются баллы клинических тестов. Они могут варьироваться в популяции и меняться со временем, если не переадаптировать тест. Более того, дизайн исследования вызывает ряд вопросов, поскольку многие опросники дублировали друг друга, но демонстрировали совершенно разные результаты. Так, два из трех опросников, диагностирующих паранойю, не обнаружили повышенного уровня параноидальности у сабмиссивов, а третий -- обнаружил. Подобные результаты очень тяжело поддаются интерпретации и заставляют сомневаться в диагностической точности применяемых методов.
Переходим к следующей работе[6] в пользу БДСМ. Согласно ней, в среднем, участники имеют возраст 33 года, хорошо образованы и, прежде чем начать практиковать, 6 лет интересовались Темой в теории. Наиболее частые практики не совпали с наиболее интересными. Проблемы в сексуальной сфере у практикующих женщин не превышают таковые у непрактикующих. У мужчин они вовсе встречаются значительно реже, за исключением преждевременного семяизвержения и аноргазмии. В удовлетворенности сексом разницы не найдено: ни между мужчинами и женщинами, ни между практикующими и непрактикующими. Впрочем, сами исследователи пишут, что выборка нерепрезентативна и не может отражать все БДСМ-сообщество. Кроме того, у них был серьезный половой дисбаланс.
Ну и закроем раздел “за” еще одним большим неоднозначным исследованием[7]. В нем представлено много интересных цифр по национальной принадлежности, сексуальной ориентации, конкретным практикам (наконец-то) и т.д. По результатам выходит, что участники чаще сабмиссивны в своих фантазиях и практиках, в Теме давно, активны в тематических сообществах, следуют БДР. Психологически они в порядке; причем чем старше и опытнее, тем лучше. Многие состоят в здоровых романтических отношениях. Психологические проблемы у нижних встречаются чаще, чем у верхних и свитчей. Большинство участников были жертвами насилия, но не проявляют склонности к насилию сами (чем старше, тем меньше) и адекватно его оценивают. Связанные с ним мифы мужчины поддерживают чаще. Верхние чаще нижних и свитчей склонны к агрессии, но не к поддержке мифов о насилии.
Подборка фактов довольно интересная, большая часть из них “за”, хотя есть и пункты “против” (например, про пережитое насилие). Но следует помнить, что это демографическое эксплораторное исследование БДСМ-сообщества. Никакого сравнительного анализа с не-БДСМ там нет. То есть из него нельзя делать никаких выводов о "нормальности" или "ненормальности" практикующих БДСМ относительно остальных людей.
Работы «против» и их проблемы
Откроем данный раздел работой[8], в которой была найдена значимая связь между БДСМ-практиками и частотой попыток суицида у мужчин. Предположительно взаимосвязь опосредуется более высокой переносимостью боли. Интересный факт: мужчины, идентифицирующие себя с сабмиссивными ролями, сообщали о меньшем количестве попыток суицида, чем те, кто идентифицирует себя как более доминантных. Более доминантные же чаще пытались совершить суицид и набирали больше баллов по шкалам, связанным с суицидальным поведением.
Проблемы у работы, увы, все те же: нехватка ранжирования. К примеру, неясно, сколько среди участников было людей, лишь фантазирующих о БДСМ, сколько участвующих время от времени и сколько -- сильно углубленных.
Идем далее[9]. Мазохизм -- наиболее частая парафилия среди женщин. Причем среди женщин с пограничным расстройством он встречается в 10 раз чаще, чем среди женщин с другими психическими расстройствами. Также мазохистки с пограничным расстройством чаще сообщают о пережитом в детстве насилии, опыте враждебных/отвергающих отношений, поиске острых ощущений и безличных сексуальных фантазиях, чем другие женщины с пограничным расстройством. Вывод: женщины с пограничным расстройством -- группа риска. В формировании мазохизма также может играть роль пережитое в детстве насилие. К недостаткам данной работы можно отнести маленькую выборку и отсутствие контрольной группы, а также тот факт, что данные нельзя экстраполировать на здоровую выборку (ведь женщины были с ментальными расстройствами).
Следующей в нашем списке идет интересная работа[10] с изучением эмпатии у “нижних” женщин с использованием ЭЭГ. Было 2 эксперимента. Первый -- опросник онлайн. Группы набирались анонимно с тематических сайтов. Участникам показывали фотографии, просили оценить, насколько женщинам на этих фото больно. По результатам сабмиссивные женщины показали наименьшую эмпатию. Во втором эксперименте принимали участие сабмиссивные женщины и контрольная группа женщин. Был аналогичный тест с фото, но при этом еще и записывали ЭЭГ. Заключение: участие в БДСМ модулирует эмпатию на уровне нейрональной реакции.
По результатам работы можно предположить, что для женщин вовлечение в тематические практики не проходит бесследно. Что интересно, исследование сфокусировано на тех людях, что интересуются БДСМ, но не имеют диагнозов садизм и мазохизм (и то, и другое - диагноз по DSM-V). То есть об условно здоровых.
Несмотря на более интересные методы исследования, проблем у этой работы тоже хватает. Например, плоховато описанная статистика, из-за которой трудно понять, насколько значимы найденные различия. Также нет уверенности в том, что делались поправки на множественные сравнения.
В другой работе исследователи выясняли[11], как БДСМ практики с низким риском (напр., желание унижения и потери власти) и высоким риском (напр., удушение) ассоциируются с личностными расстройствами и психопатологиями среди пациентов, проходящих лечение от проблемного сексуального поведения или сексуальной зависимости. Было установлено, что мужчины с шизотипическими характеристиками, гипоманией, импульсивностью и эмоциональной тревожностью склонны вовлекаться в практики, несущие и высокие, и низкие риски. Также низкорисковые практики среди мужчин коррелировали с самоуничижением, опытом отвержения в семье, пессимизмом и тревожностью. Высокорисковые практики среди мужчин коррелировали с антисоциальным поведением, психотизмом и общей боязливостью. Высокорисковые практики среди женщин коррелировали с самоуничижением, импульсивностью, соперничеством, злостью, антисоциальным поведением и опытом переживания околопсихотических состояний (aberrant experiences). Пережитое сексуальное насилие коррелировало с высокорисковыми и низкорисковыми практиками среди женщин.
В данной работе было в каком-то виде соблюдено то, что не было сделано во многих других работах -- оценивался потенциальный риск практики для здоровья участника. К сожалению, работа была проведена на людях, страдающих расстройствами сексуального поведения, и ее результаты не могут быть экстраполированы на “здоровую” популяцию. Также в работе не учитывались роли, в которых испытуемые предпочитают практиковать БДСМ.
А вот качественное исследование[12] о нарушении границ в БДСМ-культуре. Исследователи обнаружили, что участники стараются удерживать БДСМ в рамках БДР, но нарушения границ случаются. Как правило, проблему пытаются решить внутри сообщества, иногда это выливается в ответное насилие. В исследовании не использовалось никаких количественных методов обработки данных, соответственно, результаты исследования нельзя воспринимать как твердо установленный факт.
Дальше у нас еще одно качественное исследование[13], посвященное партнерскому насилию среди практикующих садомазохистские отношения. Исследователи приходят к выводам, что СМ-отношения несут более высокий абьюзивный потенциал, где у абьюзера больший простор для физического, эмоционального и вербального абьюза и газлайтинга. Также исследователи говорят о том, что институциональный сексизм затрагивает всех жертв партнерского насилия, включая тех, кто находится в СМ-отношениях, и “нестандартные” сексуальные практики в данном случае становятся дополнительным препятствием на пути жертвы к получению помощи от общественных институтов.
Так или иначе, в исследовании не представлено никаких эмпирических данных, которые подтверждали бы теоретическую точку зрения авторов.
И напоследок рассмотрим исследование[14], посвященное суицидальным идеям среди БДСМ-практиков. 37% испытуемых, практикующих БДСМ, сообщали о том, что когда-либо задумывались о суициде. Среди факторов, положительно коррелирующих с суицидальными идеями, ученые обнаружили стыд и вину, которые медиируются через неудовлетворенную потребность в принадлежности и чувство собственной обременительности. В исследовании не было контрольной группы, поэтому установить, чаще или реже БДСМ-практики задумываются о суициде, не представляется возможным.
Промежуточный итог
На сегодняшний день БДСМ изучен очень поверхностно, а подавляющее большинство работ содержат методологические огрехи. К сожалению, нет возможности вынести однозначный вердикт. Наша собственная позиция такая: поскольку вопрос исследован плохо, некоторые исследования указывают на риски, а сам БДСМ (большая его часть уж точно) не является чем-то жизненно необходимым -- от него лучше воздержаться. В обществе и так имеется проблема с согласием на секс. На фоне нее едва ли стоит рисковать, передавая партнеру еще больше власти (особенно это касается ДС-отношений, то есть Доминант-Сабмиссив).
Какой БДСМ совершенно точно опасен
Хоть и нельзя сделать строгий научный вывод о БДСМ в целом, можно абсолютно уверенно говорить о том, что многие его проявления -- опасны. Если открыть довольно популярный тематический русскоязычный сайт (“Добрый блог о БДСМ”), то легко можно найти откровенно крамольные статьи. Например, вот здесь[15] дают рекомендации, как сделать из “ванильного” партнера “тематического”. Причем наиболее простым вариантом считается тот, в котором “верхний” мужчина делает “нижнюю” из своей партнерши. Процитируем, как это конкретно выглядит в статье:
-- “Начать стоит с причинения лёгкой боли, когда она уже на грани и до оргазма недалеко. Даже если ей не понравится, прерываться она не захочет, а ощущения, вполне вероятно, заставят её испытать более мощный оргазм. Затем -- наручники. Большой процент девушек мечтает поиграть в изнасилование. Если ваша девушка недостаточно откровенна, смущается, стесняется -- то её всегда можно подтолкнуть.“
Пожалуй, комментарии тут излишни.
Вот пример еще более плохой статьи[16]. Называется она, вроде бы, нейтрально (“10 приемов БДСМ для начинающих”), а по сути предлагает откровенные манипуляции и обман, вместо честного разговора с партнершей.
-- “В общем, даже не пытайся культурным вербальным способом выяснить, склонна ли девушка к мазохизму. Велик риск заработать репутацию коварного угнетателя женской воли. Тебе придется быть хитроумным и изобретательным, как шпиону на вражеской территории. Не раскрывай своих намерений до последнего. Будучи уличенным, все отрицай («Я привязал тебя к кровати вовсе не потому, что ты моя рабыня! Это проявление уважения»).”
Если такие вещи публикуют на относительно приличных, по меркам БДСМ, ресурсах, то чего же ждать от огромного количества порно-групп, пропагандирующих БДСМ, от которых плюются даже сами тематики?
Неудивительно, что с таким подходом изначально консенсуальные встречи (по согласию) могут перерастать в изнасилования. Вот личная история[17] как раз на эту тему. Помимо прочего в статье показано пренебрежение к жалобам со стороны людей, которые занимаются организацией тематических вечеров. Заметим, что это история от человека, который любит БДСМ и отнюдь не считает его злом.
А вот эта статья[18] интересна тем, что демонстрирует отношение БДСМ-сообщества к жертвам и культуру презрения к стоп-словам. Это история злоупотребления БДСМ со стороны выдающегося педагога над Мэгги Мэйхем, а также о том, как в БДСМ-сообществе это игнорировалось. Понять причины, по которым подвергающиеся насилию в БДСМ-среде люди не обращаются в полицию, может также эта история[19], в которой как раз объясняются резоны.
Мы старались не ссылаться в данном материале на феминистические ресурсы, но в той части, что касается личных историй и рассуждений, не видим причин для такого ограничения. Поэтому вот несколько ссылок[20][21][22]. В первых двух идет речь о проблеме изнасилований в Теме. А в третьей, помимо прочего, есть представляющие интерес рассуждения Китти Страйкер. В частности, она пишет примерно следующее:
-- “Даже сейчас, если бы завтра я пошла на [групповую сессию] и кто-то без разрешения схватил меня за волосы, за задницу, или, боже упаси, вошел в меня без презерватива, я честно не знала бы, что делать. В теории, мне следовало бы поговорить с [наблюдателем], но на практике? Я, вероятно, скорее поговорила бы с кем-то, кого знаю. Я не чувствовала бы, что могу ударить агрессора, накричать на него, потому что тогда меня бы тоже выгнали за закатывание сцен. Кроме того, никто не хочет быть стукачом, верно?”
Автор статьи подтверждает, что тоже знает множество людей, столкнувшихся с насилием не только со стороны отдельных агрессоров, но и со стороны всего сообщества, когда пытались об этом заговорить.
Напоследок приведем нестандартный пример совершенно неприкрытого злоупотребления БДСМ от девушек из групп “Костедробилка”, “КНН” и им подобных. Большая часть их контента либо находится в закрытых источниках, либо уже удалена, да и ссылки на такие вещи давать не хочется. Но одну[23] мы все же приведем. Это личная страница некой Мирославы Гельд, администраторши групп-резервов. Ее альбом “подарки подписчиц” не рекомендуем просматривать во время приема пищи.
Насколько такой БДСМ соответствует принципам БДР, а участвующие в нем люди адекватны -- судите сами.
Что делать тем, кто не готов отказаться
Это полностью ваше право. В конце концов, наша статья адресована в первую очередь взрослым людям, которые должны сами принимать решения в своей жизни. Мы выступаем за информирование и рефлексию, а не за запрет на законодательном уровне. Ниже рекомендации, которые могут вам помочь.
Во-первых, размышляйте. Почему вам хочется того, чего хочется? Какие чувства вы при этом испытываете и почему? Почему вам хочется причинять партнеру боль или принимать от партнера такого рода взаимодействия, и не сказывается ли это на ваших взаимоотношениях в целом?
Во-вторых, обратите внимание на данную подборку[24]: в ней содержатся чек-лист и список вопросов, которые помогают отличить партнера по БДСМ-сессии от насильника. По сути, это попытка сделать БДСМ более безопасным, что безусловно является лучшим вариантом для тех, кто не может от него отказаться. Хотя некоторые пункты чек-листа и выставляют БДСМ более позитивным, чем он является на наш взгляд (его автор сам практикует).
В-третьих, избегайте любых тематических взаимодействий с людьми, которые не хотят вести с вами прямой открытый разговор, ловятся на вранье, лукавстве, пытаются вами манипулировать или просто вызывают сомнения. Имейте высокие стандарты личного комфорта и безопасности и не спешите от них отказываться, даже если долго и трудно найти подходящего для них партнера.
Несколько слов о разнице между ДС и СМ
БДСМ довольно неоднороден. Классификация и обзор направлений -- тема отдельной статьи. Поэтому мы выборочно скажем о том, что считаем важным. Этот маленький раздел субъективен и основывается сугубо на том, что мы узнали от людей из БДСМ-сообщества.
Отношения Доминант-Сабмиссив часто сильно отличаются от отношений Садист-Мазохист. Несмотря на то, что садизм и мазохизм считаются диагнозами по DSM-V, парадоксальным образом они нередко бывают безобиднее доминирования и подчинения. Как правило, в СМ меньше дисбаланса власти и патриархальных стереотипов, а сами люди более трезво смотрят на свою девиантность.
Разумеется, все это не касается тех садистов и мазохистов, которые одновременно тяготеют и к ДС. Как раз ДС + СМ, на наш взгляд, является самым опасным и неприятным явлением в Теме.
Выводы
Как было сказано ранее, на сегодняшний день БДСМ изучен довольно плохо, поэтому твердого ответа насчет его опасности/безопасности у науки нет. Однако обилие плохих, но популярных статей о Теме, огромное количество вредных порно-групп в стиле БДСМ, множество трагических личных историй, злоупотреблений и отсутствия поддержки жертв внутри сообщества -- все это заставляет крепко задуматься. Кроме того, едва ли БДСМ является столь большой необходимостью, чтобы шагнуть в неизвестность, рисковать психическим и физическим здоровьем и все-таки продолжать заниматься им. Мы очень не рекомендуем вам вступать в БДСМ-практики, особенно это касается ДС. Но решать, конечно же, только вам.
Список литературы
- Holvoet L. et al. Fifty Shades of Belgian Gray: The Prevalence of BDSM-Related Fantasies and Activities in the General Population //The journal of sexual medicine.- 2017. - Т. 14. - №. 9. - С. 1152-1159.( URL: http://www.jsm.jsexmed.org/article/S1743-6095(17)31318-8/fulltext)
- Wismeijer A. A. J., Assen M. A. L. M. Psychological characteristics of BDSM practitioners //The journal of sexual medicine. - 2013. - Т. 10. - №. 8. - С. 1943-1952. (URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23679066)
- Ernulf K. E., Innala S. M. Sexual bondage: A review and unobtrusive investigation //Archives of Sexual Behavior. - 1995. - Т. 24. - №. 6. - С. 631-654. (URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF01542185)
- Richters J. et al. Demographic and psychosocial features of participants in bondage and discipline,“sadomasochism” or dominance and submission (BDSM): Data from a national survey //The journal of sexual medicine. - 2008. - Т. 5. - №. 7. - С. 1660-1668. (URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1743-6109.2008.00795.x/abstract)
- Connolly P. H. Psychological functioning of bondage/domination/sado-masochism (BDSM) practitioners //Journal of Psychology & Human Sexuality. - 2006. - Т. 18. - №. 1. - С. 79-120. (URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1300/j056v18n01_05)
- Monteiro Pascoal P., Cardoso D., Henriques R. Sexual satisfaction and distress in sexual functioning in a sample of the BDSM community: A comparison study between BDSM and non‐BDSM contexts //The journal of sexual medicine. - 2015. - Т. 12. - №. 4. - С. 1052-1061. (URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25689233)
- Gemberling T. M. et al. Psychological functioning and violence victimization and perpetration in BDSM practitioners from the National Coalition of Sexual Freedom: Technical report //Unpublished Document. - 2015. (URL: https://www.ncsfreedom.org/images/stories/2015_Survey_PDFs_ETC/NCSF%20Technical%20Report%20Mental%20Health%20Survey.pdf)
- Brown S. L. et al. Suicide risk among BDSM practitioners: The role of acquired capability for suicide //Journal of clinical psychology. - 2017. - Т. 73. - №. 12. - С. 1642-1654. (URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jclp.22461/full)
- Frías Á. et al. Is There a Relationship Between Borderline Personality Disorder and Sexual Masochism in Women? //Archives of sexual behavior. - 2017. - Т. 46. - №. 3. - С. 747-754. (URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10508-016-0834-z)
- Luo S., Zhang X. Empathy in female submissive BDSM practitioners //Neuropsychologia. - 2017. (URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28126624)
- Hopkins T. A. et al. MMPI-2 correlates of sadomasochism in a sexual addiction sample: contrasting and men and women //Sexual Addiction & Compulsivity. - 2016. - Т. 23. - №. 1. - С. 114-140. (URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10720162.2015.1095137)
- Holt K. Blacklisted: Boundaries, violations, and retaliatory behavior in the BDSM community //Deviant Behavior. - 2016. - Т. 37. - №. 8. - С. 917-930. (URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01639625.2016.1156982)
- Pitagora D. Intimate partner violence in sadomasochistic relationships //Sexual and Relationship Therapy. - 2016. - Т. 31. - №. 1. - С. 95-108. (URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14681994.2015.1102219)
- Roush J. F. et al. Shame, guilt, and suicide ideation among bondage and discipline, dominance and submission, and sadomasochism practitioners: Examining the role of the interpersonal theory of suicide //Suicide and life-threatening behavior. - 2017. - Т. 47. - №. 2. - С. 129-141. (URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/sltb.12267/abstract)
- http://bdsm.nsk.ru/2014/01/08/kak-sdelat-iz-vanilnogo-partnyora-tematicheskogo/
- http://bdsm.nsk.ru/2015/02/17/10-priyomov-bdsm-dlya-nachinayushhix/
- https://www.dailydot.com/irl/kink-bdsm-consent-problem/
- https://www.salon.com/2012/01/29/real_abuse_in_bdsm/
- http://pervocracy.blogspot.co.uk/2012/02/why-i-didnt-just-call-cops.html
- http://www.feministe.us/blog/archives/2012/06/20/20993/
- https://yesmeansyesblog.wordpress.com/2012/03/23/theres-a-war-on-part-1-troubles-been-brewing/
- https://yesmeansyesblog.wordpress.com/2011/07/18/breaking-the-silence/
- https://vk.com/id310237919
- https://vk.com/doc137059133_462264326?hash=1c292948f356a387de&dl=2c3d90816723055675