Недавно
Яна Амелина опубликовала
очень глубокое интервью с Русланом Гереевым, руководителем группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, экспертом Центра исламских исследований Северного Кавказа. Материал важен как оценками и наблюдениями молодежной и исламской среды Дагестана, Северного Кавказа и остальной России, так и взглядом включенного наблюдателя на саму возможность сосуществования светского и исламского начал в современной России и мире.
Если взять наиболее важные (на мой взгляд) оценки и высказывания и сгруппировать их тематически (таких разделов в исходном тексте нет), то можно получить следующую картину. Разумеется, в полном виде материал куда богаче и дает много ценного и по другим вопросам:
Перспективы ваххабизма в регионе:
… Кроме быстрого развития ваххабизма, еще более широкого его распространения, здесь нет никаких перспектив ... Мало у кого хватает мужества заявить об этом открыто.
...Что касается традиционного ислама, здесь необходимо четко сказать правду: он не только не справляется, но частично и сам вливается в салафизм. Это можно наблюдать на примере перехода мюридов в ваххабитские братства...
...Сейчас, на мой взгляд, главная задача федеральных органов - не дать радикализму выйти за пределы Кавказа, уберечь континентальную Россию, восточную часть
СНГ и Прибалтику.
… многие современные салафиты выглядят очень респектабельно, носят галстуки, костюмы, являются депутатами, министрами, главами муниципалитетов, служат в правоохранительных органах и являются руководителями различного уровня во многих структурах, и не только в республиках СКФО, но и в городах, краях, областях Центральной России.
… Что касается Наиля Бикмаева, то здесь мнение у всех однозначное: избранности в экстремизме быть не должно.... А то на деле получается, что одним можно, а другим нет. Мы уже неоднократно поднимали проблему распространения радикализма среди детей руководителей государственных органов, членов правительства, министров, офицеров МВД и местного армейского начальства. Нет абсолютно никакой пропаганды со стороны идеологических ведомств республики и молодежных структур. Ощущение такое, что это никому не нужно. Мало того, многие уже в открытой форме поддерживают позиции радикалов. ...
Кто такие «лесные» или «боевики»:
… Религиозный фактор - основа происходящего в среде подростковой молодежи и особенно в мотивации "лесных братьев". … Что мы понимаем под "лесными"? Это вовсе не означает, что они бегают по лесам - нет, они, так же, как и мы с вами, живут в селах, городах и крупных мегаполисах. "Лесными" могут оказаться ваши соседи в любом регионе страны или мира. Это понятие планомерно перенеслось на носителей идей радикальных изменений, изменений здесь и сейчас, а радикальный ислам стал всего лишь формой социального протеста. …
… На данном отрезке времени на Северном Кавказе наблюдается интенсивное развитие ваххабитской мысли и салафизма в целом. Мониторинги, проводимые в школах, вузах и других местах большого скопления подростковой молодежи показывают, что они просто напичканы идеями исламского господства. Этому во многом способствуют интернет-СМИ...
… Молодежь повально увлечена исламом и я не согласен с вами, что это странно - наоборот, молодежь четко осознает свой выбор. ... Они вовсе не желают бегать по лесам, а хотят построить свое будущее по мусульманской модели экономически развитых султанатов. Это желание определенной части молодежи СКФО, которая очень скоро превратится в подавляющее большинство. Таковы прогнозы ведущих исламоведов страны и зарубежья.
Эффективность государственной политики:
...В последнее время религиозные процессы уже и комментировать боятся... Здесь, в регионах, бывает непонятно, когда президент РФ говорит о достигнутых успехах в борьбе за сердца молодежи. Интересно, откуда он это берет, из каких справок или донесений? Это же можно сказать и по позиции постпреда президента в СКФО
Александра Хлопонина. Возможно, этих политиков намеренно вводят в заблуждение, не информируя об истинном положении дел в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Складывается впечатление, что люди попросту не владеют ситуацией, …
… миграция, она уже идет, и масштабы ее огромные. Создаются новые анклавы в российской глубинке, которые тоже будут вызывать очаги межнациональной и особенно межконфессиональной напряженности. …
Причины привлекательности ваххабизма:
Доступность ритуальной части ваххабитского ислама, его простота, и есть основной фактор привлечения молодежи, но самое главное - это проповедуемое ими строжайшее единобожие - таухид. Представьте картину, при которой роскошная жизнь, и без того недоступная большинству бедствующей северокавказской молодежи, не только отвергается, но и считается "харамом", т.е. крайне недозволенным. Такие подходы естественно оправдывают идеологические позиции сторонников фундаментального ислама. Сами радикалы считают глобализацию спутником своего успеха. С их точки зрения, она стирает другие религии, время которых безвозвратно уходит...
… Энергетика салафизма - в его притягательности, простоте (его называют народным из-за отсутствия многих нововведений - бида).
… Намаз ваххабита покрывает все это с лихвой, он предельно прост и дает полное освобождение от мирских благ.
... здесь смысл в господстве арабского языка в планетарном масштабе.
Перспективы ислама в Российской Федерации:
...Полный расцвет объединенного ислама произойдет только при консолидации мусульман Российской Федерации, к чему и стремятся ваххабиты, называя всех своими братьями.
...ислам больше прогрессирует именно в немусульманских странах. ...в качестве исполнителей с каждым днем становится больше русских - бывших православных. На Северном Кавказе уже появилось выражение "русские джамааты"....
... много татарской молодежи проходило и проходит обучение азам ислама в полевых лагерях по всему миру. Как вы думаете, что произойдет, когда они вернутся? Ведь главный постулат, который они изучили вместе с молодежью из других регионов, является наглядным показателем их отношения ко всему, что происходит в мире, в стране, в регионе, в республике. Это двигатель их жизни - идея борьбы ислама со злом, где основное ударение делается на то, что джихад, помимо всего прочего, несет и меч ислама.
… Государство никак не может начать войну с исламом, хотя бы потому, что ислам - часть этого государства, и часть не слабая. Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом - ее обязательный атрибут. Отличие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская модель ислама, которую молодежь называет небоевым исламом. Эта же модель присутствует и в соседнем Башкортостане. Данная модель поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама...
Шариатизация Дагестана и позитивная программа:
… многие местные руководители специально афишируют, что советуются с устазами, имамами по различным вопросам своей деятельности, согласовывают свои решения с ними и т.д. Подобные факты неизбежно ведут к клерикализации дагестанского общества.
… Ценности светского государства на Кавказе частично отрицались всегда, в этом для нас нового ничего нет. Вопрос в другом, а именно в сочетании светского и шариатского. Нужно разработать их симбиоз. Многие светские законы еще в зачатке являются нормами, взятыми из мусульманского законодательства, настолько они похожи. ….
Итак, о чем пойдет разговор? Первое - об отсутствии монополии и единомыслии в духовной среде Республики Дагестан. Второе - надо дать всем возможность равноправного участия в выборных компаниях. …
… Если есть потребность населения в шариате, то запретить следовать идейным установкам Господа никто не может и не в силах. Значит, умный подход с моей точки зрения может быть только один - сочетание мусульманского кодекса с Конституцией.
... республикам с компактным проживанием определенного этноса со своими взглядами на веру жить на основе модернизованной конституции, подогнав этот главенствующий документ под местный колорит? Есть в мире страны, в которых местная конституция имеет более широкие полномочии, чем федеральная. Ведь на самом деле мусульмане Северного Кавказа, Дагестана в частности, и так живут, не нарушая положений шариата. Шариат здесь уже действует, и намного жестче, чем светские законы....
... ислам останется исламом. Он не приемлет новшеств, и в этом его главное отличие от других вероисповеданий....
… малазийская, индонезийская или турецкая модель политического устройства страны, где сочетание демократических начал и ислама проявляется наиболее ярко. Такой подход имеет широкое распространение в Европе. По сути, это и есть конструктивный образ мусульманина будущего, представителя нового поколения под названием "евроислам". …
Светское или исламское?:
… В России вышли наружу самые грязные и ничтожные пороки человека. Смертность по причине употребления алкоголя, наркотиков и бытовых убийств превышает все допустимые нормы, мораль полностью отсутствует. ...
...Никакая светская идеология никогда не заменит религиозную, это просто невозможно. И сопоставимой мощи тоже нет - ни в природе, ни в недрах человеческого сознания.
Итог:
Выводы о перспективах создания единой российской гражданской идентичности и об эффективности политики Москвы в регионе и в деле переселения его жителей в Европейскую Россию каждый волен делать самостоятельно.