Студентами увлекались джазовой музыкой

Apr 21, 2024 09:48





В финале жизни вспоминаются и молодые годы. Особенно студенческое время в университете города Горького (ныне Нижнего Новгорода). Они пришлись у меня на вторую половину 1950-х годов.

Это были годы разоблачения культа личности Сталина. И относительно свободной политики в области искусства. Прежде всего - музыкального.


Сам я никакого музыкального образования не получил, инструментами не владел и не тянулся к ним. Но музыку («лёгкую») любил. И со своим первым студенческим другом Львом Поляниным (будущим доктором технических наук, ныне здравствующим в Москве) с удовольствием ходил на танцы и музыкальные вечера нашего универа на улице Свердлова (ныне снова Покровка).

Хотя в ту пору уже шла холодная война, во всю вещало радио «Голос Америки», антисоветского настроя у нас не было. Но американский джаз и заокеанские певцы нам нравились. Такие, как Элвис Пресли, Билли Холидей, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Фрэнк Синатра, Бинг Кросби, Рэй Чарльз, Бобби Дарин и другие.

Я и сейчас их слушаю по ноутбуку с флешки в формате МП-3, подготовленной мне 10 лет назад внучкой Фаридой.

В те годы наше поколение студентов не раз выезжало на целинные и залежные земли «по зову партии и воле народа». Но при этом напевали не только советские задушевные мелодии, но и такую совсем не патриотическую песенку, как «Чаттануга Чу-чу». Которая из репертуара американского джаз-оркестра Гленна Миллера ( кинофильм «Серенада Солнечной долины»).

Распевали и наигрывали собственные тексты такого джазового стандарта 1930-х годов, как «Караван», созданного Дюком Эллингтоном в 1936 году (кстати, это и год моего рождения). В СССР записи «Каравана» появились немного позднее.

Мне запомнилась шутка, которая тогда была у многих на слуху:

СТАРИК БЕТХОВЕН ЗАБРОСИЛ СВОЙ ОРГАН

И НА РОЯЛЕ ЛАБАЕТ «КАРАВАН»!

Увы, ни начала, ни продолжения этих строк я нынче в интернете не нашёл. Если не сохранились совсем, то жаль …

Конечно, в этой фразе музыкальная безграмотность налицо. Композитором, настойчиво писавшим музыку для органа, был Иоганн Себастьян Бах, а не Бетховен. Людвиг ван Бетховен писал для рояля, хотя и несколько его произведений исполнены на органе.

Но в ту пору органов не было в концертных залах. А Бетховен вплотную имел дело с органом лишь в детстве. Он тогда работал помощником придворного органиста. Так что орган его интересовал. Да и в коронной «Торжественной мессе» композитора в партитуре орган есть. Но он играет вспомогательную роль. Орган здесь как бы на всякий случай, и его роль берёт на себя оркестр.

Интересно, что текст к «Каравану» был написан позднее Ирвингом Миллсом. И не содержал в себе никакой политики и идеологии, чтобы испортить мировоззрение молодого поколения СССР. Приведём тут половину текста «Каравана» в подтверждение:

Что наша жизнь?.. Ты караван...
Мы родились в том караване
И пусть вокруг опять туман
Мы не заблудимся в обмане!

И пусть не видно ночью звёзд,
Мы нарисуем в небе звёзды...
Куда идти?.. Лишь в нас вопрос
И нам ответить... Очень просто!

ПС: в качестве иллюстрации к этой вывеске взято фото подлинного рояля Бетховена, который находится в его квартире-музее в Вене (Австрия).

Воспоминания - 3

Previous post Next post
Up