ниже - ответ на
размышления проф. А.А. Волкова "Вечный огонь и христианская жизнь языческих символов"
Необходимо помнить один из главных законов семиотики, сформулированных Фердинандом де Соссюром:"синхрония связана с диахронией, но не определяется ею". Соссюр иллюстрировал этот закон примером игры в шахматы (расположение фигур в каждый момент игры определяется предыдущими ходами, но преимущество одного из играющих определяется исключительно расположением фигур в данный момент).
Слова "позор" или "урод" понятны сегодня любому владеющему русским языком человеку (список легко продолжить, см. Кураев). Но двести лет назад их значение было совершено иным (ср. совр. польск. "урода" - красота, или запрещение клирику жениться на "позорищной", брадобритие во время протопопа Аввакума было знаком нетрадиционной сексуальной ориентации).
Свастика сегодня ассоциируется только с национал-социализмом и фашизмом. Если любой из нас нарисует свастику на стенах синагоги или на надгробных памятниках и будет оправдываться, что это древний символ плодородия, врядли профессор Волков или какой-то судья этому поверит. Если проф. Волков заведует кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания, он может легко навести справки об интерпретации символов отцами и учителями Церкви - Василием Великим, его братом Григорием Нисским, Блаженным Августином. О том, в какой степени и как христианин может обучаться "Эллинской премудрости". В каких случаях и как Закон разрешает иудею взять себе в жены пленную язычницу (Второзаконие 21.10-13).
Вечный огонь обычно неразрывно связан в коммунистической знаковой системе со звездой, исходит из звезды. Разумеется, легко продолжить рассуждение о символах и знаках и назвать не менее дюжины случаев, где звезда не является символом противления Богу. Но в Совдепии она имела только одно значение, когда изображалась на башнях Московского Кремля, на Красном Знамени, на надгробных памятниках вместо креста.
С 1979 года, с первого дня рукоположения я категорически отказывался служить панихиды или литии на могилах, где были установлены такие памятники. Никакие уговоры, что здесь похоронен Герой Советского Союза, никогда не действовали, ибо, пояснял я, мы молимся не о герое, не о защитнике Отечества, а о христианине, о рабе Божием имярек. "Раб бо и владыка вкупе предстоят. Царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве". И сегодня я наотрез отказываюсь махать кадилом и петь что-либо перед звездой, перед вечным огнем, перед могилой неизвестного солдата. Там могут быть похоронены останки атеиста, буддиста, магометанина, иудея, там может быть похоронен палач из заградотряда. Православные каноны дозволяют мне, православному священнику, молиться только о своем единоверце. Давайте сначала кардинально изменим каноны, начнем отпевать в Церкви буддистов и магометан, а потом пойдем к вечному огню и к могиле неизвестного солдата.
Любой символ - свастика, возглас "Хайль" с соответствующим взмахом руки, звезда, серп и молот, вечный огонь существуют и обладают значением только в своей системе. Защитники вечного огня, звезды, могилы неизвестного солдата - это люди, причастившиеся Совдепии, это люди, которые должны петь "Ленин в тебе и во мне", это люди, именовавшие СССР своей Родиной. Эти люди идеологические противники русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, который утверждал, что лояльность любого человека может принадлежать или Совдепии или России. Смешивать их недопустимо.