#2.2 Мануал в трех частях: как уехать в Голландию по рабочей визе

Oct 20, 2016 12:28

Оригинал взят у little_big_nl в #2.2 Мануал в трех частях: как уехать в Голландию по рабочей визе
Часть вторая. Льготы и плюшки.

(Первая часть про поиск работы и расчет зарплаты лежит тут. Нумерация пунктов продолжается из первой части)

На этот раз будет о том, что может улучшить ваше финансовое самочувствие и на что можно рассчитывать, обсуждая детали офера или контракта.

3. Ruling

Про налоги я когда-нибудь напишу отдельный текст (как только сама разберусь со всеми деталями)), а пока вкратце:

С зарплаты в Голландии удерживается подоходный налог, он прогрессивный - это значит, что повышенная ставка налога накладывается не на весь доход в целом (!), а только на ту часть, которая превысила нижнюю границу данной ступени (с). То есть ставка меняется не в абсолютных значениях, а по ступеням (грубо: 33%, 42%, 52%).

Но КМ (проф.мигранты) могут претендовать на существенное снижение налогов на первые 8 лет пребывания в стране, называется это - “30% ruling”. Рулинг (сорьте, но дальше буду называть его вот так, кириллицей) позволяет не платить налоги с первых 30% вашего дохода - что в целом снижает и общую налогооблагаемую базу, а значит и “ступени” прогрессивного налога.

Если очень грубо, то с действующим рулингом вы будете отчислять суммарно не 35-40%, а где-то 20-25%. Чтобы посчитать более детально, применительно к конкретной зп можно использовать вот такой калькулятор - значения получаются вполне реалистичные.


Важно: изначально данное послабление было введено для того, чтобы компаниям стало выгодно привлекать иностранцев - то есть сэкономленные на налогах средства компания могла оставить себе. Но со временем компании начали использовать рулинг как дополнительный бенефит для привлечения экспатов и он стал частью практически каждого эмигрантского соцпакета. Но тут, естественно, есть подводные камни:


  • Нельзя самовольно подать заявку на рулинг, это может сделать только компания в которой вы работаете. Поэтому важно заранее обсудить этот вопрос с работодателем - убедиться что компания знает как его оформлять и готова это сделать для вас.

  • При переходе в новую компанию нужно подаваться на рулинг заново, это занимает несколько месяцев (при первой подаче, собственно, также). Разница которую вы недополучили пока оформляются бумажки выплачивается позже, за все месяцы одной суммой.

  • И конечно, работодатель вправе оставить этот экстра-доход себе, полностью или частично. Например, в некоторых компаниях не принято платить рулинг экспатам, чтобы соблюдать финансовую справедливость среди всех сотрудников.

Кроме этого существует еще много нюансов и условий - возраст сотрудника, образование, нижняя планка дохода при которой можно получить именно 30% рулинг, то как рулинг влияет на ваши пенсионные отчисления или то как пособия и плюшки вроде корпоративной машины влияют на рулинг и т.д. Чтобы сразу не захламлять вам мозг, просто дам несколько линков с более детальной информацией.

Полезные ссылки (от простого к сложному):

Простыми словами про рулинг, и вот еще - посложнее и подетальней - раз и два.

4. Соцпакет и прочие плюшки

А теперь о том, что обычно предлагают в качестве дополнительных бенефитов экспатам и не только:

1. Relocation package - если вас везут как КМ, то обязательно нужно заранее обсудить, что входит в релокационный пакет. Вот основные и наиболее “популярные” условия:

  • Paper work - оформление въездной визы MVV для сотрудника и семьи + помощь в оформлении других локальных документов, например: residence permit, регистрация в Gemente (City Hall), получение номера BSN (уникальный "сервисный" номер для каждого жителя NL), подача документов на 30% ruling, открытие банковского счета и т.д.
  • Flight tickets - оплата перелета для всей семьи
  • Accommodation - обычно компания снимает для вас гостиницу или апартаменты на несколько недель или месяц(ев), либо организует что-то вроде командировки - оплачивает несколько дней вашего пребывания в Голландии за пару недель до выхода на работу - чтобы вы могли заранее подыскать жилье. Некоторые компании также помогают наладить контакт с агентствами недвижимости или оплачивают услуги агента для вас.
  • Relocation allowance (подъемные) - несколько тысяч евро (сколько конкретно - зависит от щедрости работодателя), которые выдаются вам один раз, с первой зарплатой на обустройство жилья и прочие непредвиденные расходы. Как правило, это "пособие" не облагается налогом.
  • Moving Personal Belongings - если все ваши вещи не умещаются в 2-3 чемодана, то однозначно стоит уточнить оплачивает ли компания перевозку личного стафа и в каком объеме. Если вы хотите взять с собой животных (кота, собаку) - это также может покрываться и оплачиваться как Moving Personal Belongings.
Отлично, если в компании есть отдельная команда, отвечающая за переезд сотрудников (Relocation Team или Global Mobility Team) или контракт с внешним Relocation Agency - это во многом гарантирует, что процесс переезда и первые месяцы жизни в новой стране будут для вам менее стрессовыми и более понятными (даже если организаторские способности "выданного вам" человека будут не на высоте - что бывает нередко)
Кстати, вот несколько советов, как выстроить работу с агентством более эффективно для вас.

2. Holiday allowance (отпускное пособие) - в абсолютном большинстве компаний предусмотрена выплата отпускных (обычно в мае, после закрытия финансового года), которая составляет 8% от вашей годовой зарплаты gross. Как правило факт выплаты этого пособия и его размер прописываются в офере и контракте - иногда в явном виде, но чаще всего в формате: gross salary = XXXX EUR incl. 8% holiday allowance.

# лайфхак (из личного опыта):

Важен здесь не только сам факт выплаты пособия, а возможность c его помощью немного поторговаться, уже на самом финальном этапе :)

Предметно: если в офере вы увидели именно такую формулировку “..incl. 8% holiday allowance”, но при этом в разговорах с HR этот самый “holiday allowance” и его отношение к общей зп вообще не упоминались, то вполне можно тактично намекнуть, что обсуждая gross вы имели в виду непосредственно зарплату и включенные в эту сумму отпускные для вас - полный сюрприз. Это, конечно же, чистейший блеф (потому что вы скорее всего хотите свалить и вас все-все-все устраивает)), так что разыгрывать эту партию надо очень осторожно. Но если выбрать правильные и аккуратные формулировки, то можно отлично простимулировать HR еще раз посмотреть на вилку зарплат по вашей позиции и вполне возможно - изменить формулировку в офере на: gross salary = XXXX EUR + 8% holiday allowance, что намного приятней.

У нас все прокатило, если что ;)

3. Commuting costs - в большинстве компаний принято оплачивать расходы сотрудников на дорогу от дома до офиса и обратно. Cумма компенсации обычно расчитывается как - тариф * км.

Тарифы и ставки могут различаться, но в среднем эта выплата практически полностью покрывает затраты на общественный транспорт или “бензин”. А если добираетесь на работу на велосипеде - то в числом виде профит :)

В некоторых компаниях также могут оплачивать покупку велосипеда или корпоративную машину - но это скорее частный случай (и кстати, если вам полагается корпоративная машина - то для налоговой она учитывается как ваш прямой доход, что, соответственно, увеличит налогооблагаемую базу, а значит платить больше налогов за казеную машинку придется лично вам. Так что далеко не всегда это может быть плюсом)

4. Annual bonus - 13я зарплата или годовой бонус - встречается регулярно, может быть прописан в офере, но, естественно, зависит от того как вы себя покажете на деле.

5. Mobile phone coverage - приятный бонус, но далеко не обязательный. Может зависеть от обсуждаемой позиции и необходимости много общаться по работе, а может быть просто частью соцпакета. В среднем на мобильную связь здесь в месяц уходит 40-50 евро, не самые большие расходы, в общем-то)

6. Medical insurance - вот здесь все принципиально иначе. По голландским законам страховка обязательна и она платная для всех (совершеннолетних), в среднем - 100 евро в м есяц. Заключать контракт со страховой и оплачивать взносы нужно будет вам лично, но от компании можно получить скидку (5-15%) в рамках корп. тарифа.



Итого, вам совсем не обязательно иметь большие сбережения для того, чтобы ваш переезд прошел спокойно - достаточно будет нескольких тысяч на первый месяц, чтобы в прямом смысле дожить до зарплаты (авансы здесь не особо популярны). А если в качестве Relocation package вам предлагают все вышеперечисленное (из п.1), то ваши затраты непосредственно на переезд будут равны стоимости выпитых чашек кофе в аэропорту :)
...Утрирую, конечно, но на самом деле это близко к правде, друзья.

To be continued...
В следующей части расскажу почему не надо бояться временных контрактов и что дает residence permit.
Ждите через пару дней и... не переключайтесь :)

Previous post Next post
Up