Все, подобные этому, тексты я пишу в качестве конспекта для будущих занятий. Если у кого возникнут вопросы по теме, задавайте, попробую отвечать.
Если кто занимался в художественной школе, то, конечно, помнит задания по учебной композиции. Темы типа "Как я провел это лето", "Ленин в Октябре", "Русские сказки", "Космос" и прочие. Дети старательно рисовали купание на дачной речке, героев сказок, новогодний праздник и так далее. Большая часть времени уделялась живописи и академическому рисунку. Советы преподавателя чаще всего сводились к советам подвинуть фигуру, добавить или убрать какой-либо предмет, поменять цвет на каком нибудь участке работы.
Как это дело обстоит в среднем художественном училище, я не знаю, ибо, минуя училище, поступила в институт. Поступила я туда не сразу, потому что, имея академическую базу, ни сном, ни духом не знала, что такое "формальная" композиция. Это незнание стоило мне пары лет на абитуре.
Итак:
Формальная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
В формальной композиции важны принципы и законы её построения и отсутствует не важен сюжет. Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Основные средства формальной композиции включают в себя формат картинной плоскости (прямоугольник, квадрат, круг, тарелка, футболка), композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, тон, цвет, статику и динамику, открытость и замкнутость, целостность. Средствами художественной выразительности композиции является все, что необходимо для её создания, в том числе её правила и приемы.
Если на формальную композиционную основу накладываются изобразительные (смысловые) элементы, то мы можем получить :
Декоративную композицию, задача которой "украшать" что-либо, и которая чаще всего, но не всегда, строится по принципу орнамента.
Станковую композицию, которая чаще всего выглядит как картина с человечками и рассказывает зрителю что-нибудь.
Шрифтовую композицию, состоящую, в основном, из букв и символов.
И мало ли куда еще можно её пристроить))
Историческое появление дизайна как такового, в качестве отдельного направления, связано с осознанием формальной композиции как явления. Язык дизайна строится по законам формальной композиции. Когда в начале ХХ века в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство, то оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС, являются представителями авангарда.