Кисти и кисточки.

Aug 28, 2013 23:32

Подробный обзор про кисточки, честно утащенный отсюда: http://gips-golova.livejournal.com/15693.html. Завтра в этом же журнале gips_golovaсостоится "треугольный стол", во время которого производители кистей будут отвечать на наши вопросы по поводу кисточек: из чего и как сделаны, где взять и как пользоваться.



Кисти, конечно не какой-то высокотехнологичный продукт и при большом желании их можно производить даже в домашних условиях. Пучок волос, перевязанный ниткой, обойма, клей и ручка - вот и все, что представляет собой обычная кисть. Но так кажется только на первый взгляд.

Производство качественной художественной, называемой ещё живописной в промышленных масштабах очень сложно. Оно включает в себя множество операций, перетекающих друг в друга. Над созданием одной кисти трудится большое число людей и разнообразных машин.
Производство включает в себя несколько одновременных операций, каждой из которых занимаются отдельные цеха предприятий. Цеха обработки и вязания волоса - можно назвать центральной частью всех предприятий по производству кистей. Волос обезжиривается, раскладывается по длинам, с него обрезаются жилки. Не менее 15 операций проводится только для обработки волоса. В зависимости от длины ворса, пучки волос сворачивают в маленькие бобины. При этом работницам, а тут работают в основном женщины, необходимо учитывать положение волоса - каждый волосок в бобине должен лежать комельком (нижней частью) в одну сторону, а вершинкой - в другую.
Следующая операция - прочес волоса, делается вручную. Из пучков вычесывается пух, который уходит в вентиляцию. После этого волосы перемешивают в огромных импортных машинах для достижения однородности массы, и снова работницы, своими руками, складывают их вершинкой в одну сторону, еще раз прочесывают, и отправляют в специальные закалочные печи.
Бобины, с тщательно отобранным закаленным волосом определенной длины, поступают в кистовязальный цех, сюда же из другого цеха подается готовая обойма. Работница берет из бобины пучок волос, вставляет его в железный стаканчик - «сбойку» - и тщательно сбивает, просматривая, чтобы все волоски стояли правильно: комелек снизу, вершинка наверху. Правильно сбить рабочую часть кисточки - нелегкая задача. Она должна получиться ровной, определенной формы и наполнения. После этого пучок связывают посередине ниткой. Получается, говоря профессиональным языком кистовязов, «мазок». Затем мазок помещают в обойму вершинкой наружу - комелек остается внутри. Рабочая часть кисточки готова.
Существует несколько участков, каждый из которых занимается своим видом волоса. Работницы применяют антистатические порошки и аэрозоли для уменьшения статичности волоса. Как правило, каждое рабочее место укомплектовано индивидуальным освещением и вентиляцией, в помещении выдерживается нужная температура и влажность. Готовые мазки проверяют контролеры по существующим эталонам.
Цеха производства ручек и обойм. Обоймы производят на специальных машинах - автоматах или полуавтоматах. Машина-автомат обладает высокой производительностью - в нее вставляется металлическая лента, а на выходе получается уже готовая обойма. Полуавтоматы требуют человеческого участия - металл сначала режется, затем под нажимом скручивается в обойму. Для дешевых кистей обойма делается из жести, для более дорогих - из алюминия или никеля. Кроме того, для дорогих кистей обойма делается цельнотянутой, что делает кисть более привлекательной по внешнему виду и удобной в работе. Для всех остальных кистей обойма делается шовной.
Считается, что для производства ручек лучше всего использовать твердую древесину лиственных пород (бук, береза и так далее). Деревянные ручки производятся двумя способами - «сухим» или «мокрым». В первом случае дерево поступает уже сухим, после продолжительной сушки в специальных сушилках. Распиленное на дощечки оно сразу готово к обточке. Во втором случае дерево пилят сырое, обтачивают его на станках и только затем сушат. «Мокрый» способ считается более производительным.
После обточки ручки шлифуются на специальных барабанах - друг об друга. Затем они сортируются, бракованные уходят в отходы производства. Все ручки пропитываются составом, который позволяет им не темнеть. В лакокрасочных цехах ручки приобретают форму и вид, всем нам хорошо известные. Самым модным сегодня цветом считается лессировочный лак, который позволяет сохранить текстуру дерева, при этом подчеркнув цвет черенка. Кроме того, покрывают ручки черной эмалью или бесцветным лаком.
Следующая операция - проклейка - здесь нужна хирургическая точность, особенно когда речь идет о таких крохотных номерах кистей, как 0 или 00. Работница собирает в руку мазки так, что создается впечатление, будто в руках у нее соты, и в каждую обойму с обратной стороны капает клей. Главная ее задача - быть очень аккуратной и внимательной, чтобы не перелить клей, и не недолить его. После этого мазки какое-то время сушатся.
Затем следует операция насадки мазка на подготовленную по размеру ручку при помощи клея. На специальных станках обойму обжимают на ручке. Лучше, если обжим двойной - крепче будет держаться. В готовой кисточке усилие при растяжении между ручкой и обоймой, и между обоймой и волосом, должно быть равно пяти килограммам.
Следующий участок - чистка готовых кистей от ворсинок, пыли, волосков. Она производится при помощи специального станка, отсасывающего отходы в вентиляцию.
Кисти высокого качества и цены поступают на операцию гуммирования, которая придает рабочей части кисточки презентабельный вид - сразу понятно, какой будет кисть после смачивания водой и будет ли белка держать кончик, говоря профессиональных языком художников. Кроме того, гуммирующий раствор защищает пушные волосы от случайного механического воздействия при транспортировке. Самые дорогие кисти дополнительно защищаются пластиковым колпачком.
Последними операциями являются маркировка и упаковка кисточек. Современное оборудование позволяет, а продавцы требуют, нанесение на каждую кисточку четкой нестираемой маркировки, в которой указывается номер кисти, название волоса, из которого она изготовлена, и знак или ТМ производителя. Маркировка осуществляется двумя способами - нанесением краски разных цветов или тиснением фольгой.
Перед тем, как кисточки будут упакованы и поедут в магазины, их вручную, все до единой, проверяют контролеры. Кисти прокатываются, просматриваются на наличие или отсутствие брака, изгиб или деформация ручек, шероховатость, клеевые подтеки и т. д., связываются в пучки и отправляются на упаковку.
Упаковка кистей бывает самой различной - от простого обертывания в бумагу кистей россыпью для продажи поштучно, до элитных дорогих наборов в пеналах из берёзы, бука и др. Самые востребованные наборы - с европодвесом, которые закупают магазины с открытым доступом к товару. Дизайны упаковок сложно перечислить - как правило, они рассчитаны на целевые аудитории школьников, любителей, профессионалов, подарочные наборы. Все современные упаковки снабжены штрихкодом.
Приведу вкратце описание некоторых параметров кистей, это далеко не все, но самые распространённые.

Круглые кисти



Плоские кисти



Контурные кисти



Кисть Кошачий язык



Ретушная кисть



Трафаретная кисть



Кисть Флейц



Шрифтовая кисть



Линейная кисть



Веерная кисть



По длине ручки, кисти делят на удлиненные и короткие. Выбор покупателем длины зависит от манеры письма художника, однако есть и некоторые правила: для работ маслом лучше покупать длинные кисти, которые позволяют рисовать на некотором расстоянии от холста и, следовательно, оценивать общий вид картины. Для работ акварелью выбирают короткие ручки. Детям естественно лучше покупать короткие кисти.
По форме рабочей части, кисти делят на два основных вида - круглые и плоские. Плоские кисти изготавливаются путем сдавливания обоймы круглой кисти, так что получается пучок плоской формы. Круглые кисти практически универсальны, так как позволяют совершать большое количество работ - от каллиграфического рисунка до лессировки и покрытия. Плоские кисти предназначены для нанесения широких ровных мазков. Круглые и плоские кисти имеют специализированные подвиды.
Подвиды плоских кистей: пучок контурных кистей отличается тем, что он короче, чем у плоских кистей. Это придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кисти «кошачий язык» отличаются купольным или овальным очертанием. Ими можно писать и как плоскими кистями, и как круглыми - в перпендикулярном положении к поверхности. Ретушные кисти похожи на подрезанные под угол плоские кисти с коротким ворсом. Эта кисть предназначена для создания точных мазков в труднодоступных местах картины. Трафаретные кисти тупые и плоские - они предназначены для нанесения краски на поверхность вертикальными ударами (как правило, через трафарет). Кисти-флейц предназначены для свободной живописи заливками. Веерные кисти имеют негустой пучок в форме веера. Они предназначены для создания тонких растяжек и смягчения контрастов контуров и фактуры.
Подвиды круглых кистей: шрифтовые кисти отличаются очень длинным волосом. Ими наносят длинные тонкие линии. Линейные кисти короче шрифтовых, но длиннее круглых. Они оставляют точные линии и длинные мазки. Эти виды кистей называют еще лайнерами.
Есть еще специальные кисти необычных форм, например, ленточные, пестроточные, отводные, живописные, крытельные кисти для росписи фарфоро-фаянсовых и майоликовых изделий. Ручка этих кистей очень короткая, выполнена в виде пластиковой или жестяной трубочки.
В вопросах качества волоса, используемого в производстве кисти, разобраться чрезвычайно трудно. Не все художники на глаз определят, белка перед ними или пони, сибирская белка или европейская. А уж продавцы - и подавно. Исходя из опыта общения с разными художниками, предлагаю в данном вопросе полностью доверяться выбранному производителю, ведь они сегодня дорожат своей репутацией как никогда.
Во всем мире основой ассортимента кистей у любой компании являются кисти из волоса белки, колонка, щетинные и синтетические (нейлоновые). Из кистей российского производства наиболее высоко ценятся сибирская белка и амурский колонок. Эти животные, приспосабливаясь к жизни в суровых условиях Сибири, обладают самым лучшим волосом в мире. Волос белки, проживающей в других местах обитания, может быть либо грубым, либо слишком мягким, либо хрупким. Волосы для производства кистей используются из хвостиков зверей. Колонок - самый ценный художественный волос, его унция на рынке пушно-меховых продаж ценится дороже унции золота.
Традиционно лучшей свиной щетиной считается щетина китайского борова. Щетинный волос может быть двух видов: отбеленный (дороже) и не отбеленный (дешевле). Особенность щетинного волоса - расщепленный кончик, чем больше в кисти волос с расщепленным кончиком - тем лучшего качества эта кисть. В профессиональных кистях расщепленных волос должно быть не менее 80%.
Кроме четырех основных видов волоса, кисти производят также из меха всех длинношерстных животных, длина ворса которых превышает 30 мм практически все пушно-меховые звери: песец, черно-бурая и рыжая лисица, медведь, волк, барсук, соболь, енот, пони, коза, ушной коровий волос, собака).
Применение основных видов волоса:
Колонок -Универсальная кисть, подходит для работы любыми красками
Белка -Акварель, гуашь, тушь, разбавленные темпера и акрил
Пони -Акварель, гуашь
Песец -Акварель, гуашь
Коза - Гуашь
Лиса, енот, собака - Акварель, гуашь
Синтетика (нейлон) - Масло
Соболь - Масло, акрил
Барсук - Масло, акрил
Щетина круглой или плоской формы - Масло
Щетина с длинным волосом - Клеевая живопись, фреска

Рынок кистей состоит из четырех основных сегментов, которые уравновешены в разных плоскостях. В деньгах эти части находятся в приблизительном равновесии. В штуках наибольшие объемы приходятся на так называемый «ширпотреб», куда входят кисти низкого качества и цены. Наибольшее влияние в этом сегменте имеют дешевые китайские кисти, однако и российские производители также занимают значимое место. Изделия этого сегмента - это обрезные и оформительские кисти, сделанные из грубых, дешевых материалов, например, из шерсти козы, пони, некачественной щетины и синтетики. Такими кистями комплектуются дешевые наборы красок, продаются они и поштучно, и в наборах. Ручка у этих кистей, как правило, пластиковая, реже - деревянная. Массовость продаж этого сегмента обусловлена тем, что категории населения, на которые он направлен, зачастую ничего не понимают в кистях и покупают, что придется, лишь бы дёшево.
Второй сегмент не менее массовый. Это кисточки среднего качества, предназначенные для школьников, студентов, любителей. Цена кистей здесь немного превышает цену первого сегмента, что происходит за счет существенного увеличения уровня качества. Тенденция этого сегмента - один раз попробовав по-настоящему хорошую кисть, человек начинает искать запомнившуюся марку производителя на ручке.
Третий сегмент - кисти для профессиональных художников. Здесь традиционно преобладали импортные кисти: немецкие, английские, итальянские и высококачественные китайские. Сейчас отечественные производители добились полной аналогии импортным кистям и потихоньку вытесняют их с рынка.
Четвертый сегмент - кисти элитные и специальные. В эту нишу попадают импортные кисти, такие как, например, Windsor&Newton, Da Vinci, Rafael, а также некоторые серии отечественных производителей.
Наиболее заметные на рынке российские предприятия по производству кистей: «Рублёфф»,«Художественные материалы», «Лига-арт», «Альбатрос» (собственное производство, размещение заказов на китайских фабриках на кисти высокого качества), «Ворс».
Кировское предприятие «Художественные материалы», раньше оно называлось «Художественные кисти» - родоначальник практически всех современных кистовязальных предприятий, так как еще 15-20 лет назад мастера со всей страны учились именно там.

Многие знают, что художники зачастую рисуют пальцами, что позволяет им выражать себя наиболее полно - так как только собственное тело может понимать душевные порывы сердца или логические заключения мозга. Для любого художника, и совсем неважно, находится он в детском саду или на реставрационных работах, кисть является продолжением руки, она дает возможность сделать то, чего не могут сделать пальцы - они к этому попросту не приспособлены. Поэтому для потребителя очень важно качество кисти, которая должна стать частью его тела. Все мы прекрасно знаем, что ширпотребные кисточки из дешевых красочных наборов практически все выбрасывают после первого применения.

Лично меня радует тенденция последних лет - у людей появилась возможность приобретать качественные кисти средней и высокой ценовой категории. Важнее всего теперь не ошибиться с производителем - не все могут себе позволить столь трудоемкий производственный процесс, и многие, даже известные производители художественных материалов, выдают китайские кисти за свои. Я надеюсь вы коснётесь этого вопроса на завтрашнем треугольном столе.

художественные материалы.

Previous post Next post
Up