При обсуждении вот этого поста
http://grankins.livejournal.com/92990.html#comments я пообещала написать об академическом рисунке , эскизах и т.д. К сожалению, я не особо умею вставлять картинки, если они не мои собственные.
картинка отсюда:
http://www.artgide.com/other/11817-.html Академический рисунок представляет из себя отдельный вид рисунка. Чаще всего это рисунок учебный. Для живописцев такой вид рисунка может быть служить подготовительным для большой живописной работы, чтобы выяснить для себя ракурсы и детали.
Целью академического рисунка является передача объема на плоскости.
Рисунок выполняется, как правило, простым карандашом, на бумаге, белой или слегка тонированной цветом.
Иногда рисунок выполняется коричневым мелком - сепией, или рыжим - сангиной, или, совсем редко, углем. Эти графические материалы требуют навыка в работе, поскольку очень мягкие по сравнению с графитным карандашом, и их трудно стереть с бумаги при ошибке. Гораздо чаще эти материалы используются для быстрых набросков.
При рисовании на белой бумаге за самый светлый тон принимается цвет белой бумаги, за самый темный - максимальный тон карандаша. Все остальные тональные отношения художник должен уместить между этими границами. При рисовании на тонированной или цветной бумаге за самый светлый тон принимается цвет белил, которыми рисуются блики.
Постановки для академического рисунка бывают нескольких видов:
рисунок головы
рисунок бюста (погрудный портрет)
Рисунок торса (поколенный портрет)
рисунок фигуры в одежде
рисунок обнаженной фигуры
рисунок кистей рук (кстати, руки рисовать сложно, и умеют рисовать руки далеко не все))
детали фигуры
стоящая фигура, сидящая, лежащая и прочее, и прочее.
На выполнение такого учебного рисунка отводится довольно много времени, от 18 до 36 часов, в зависимости от сложности постановки и количества фигур в ней, поскольку в постановке может участвовать не только один натурщик, а несколько, например, стоящий и сидящий.
В идеале, рисунок на каждой стадии работы должен выглядеть на то количество времени, которое уже затрачено на него. То есть, нельзя начать картинку с правого угла и закрашивать в сторону левого. Все части рисунка ведутся одновременно, постепенно уточняются детали набирается тон.
Этапы работы над рисунком:
Эскиз. Эскиз - это маленький быстрый рисунок, на котором выясняется, как будет расположен лист, по горизонтали или вертикали, форма поля рисунка (прямоугольник, квадрат, ближе к квадрату, ближе к длинному прямоугольнику и так далее), композиция рисунка в "кадре", отношение плоскостей, направление движения натуры.
Набросок. Набросок помогает "поймать" движение, характер фигуры или портрета, размер изображения в поле рисунка, основные отношения пропорций, отношение плоскостей между собой. направление перспективы.
Построение. Построение фигуры, объемов, плоскостей, перспективы.
Для построения фигуры необходимо знать пластическую анатомию: строение скелета, сочленения, места крепления и направление основных мышц, сгибатели-разгибатели и прочее. Чтобы фигура "стояла" или "сидела", необходимо построить в перспективе плоскости, в окружении которых фигура находится.
Штриховка. Штриховкой формируются отношения "свет-тень", "ближе-дальше", "горизонталь-вертикаль". Имеет значение не только тон штриха, но и его толщина, вид и направление.
Кроме "академического" существует много разновидностей рисунка. Разновидности рисунка зависят от его назначения, материалов, которыми рисунок выполняется и времени, отведенного на работу..
Наброски - быстрый рисунок, от 5 минут до получаса. Выполняется различными материалами: мягкий карандаш, сепия, сангина, соус, тушь, акварель. И разными инструментами: мелок, кисть, перо, палец, палочка. На набросках можно выпендриваться изобретая разные техники. Наброски хорошо тренируют точность глаза и руки.
Конструктивный рисунок - рисунок, по длительности меньше академического, с целью выяснить конструкцию предмета и расположение его в пространстве..
Технический рисунок - тематическое рисование каких-либо деталей или предметов
Ботанический - рисование растений с разбором конструкции
Архитектурный архитектурные детали, анималистический...
и так далее...
Учебный академический рисунок входит (или должен входить) в программы обучения всех средних и высших художественных учебных заведений, работающих по государственному стандарту, в том или ином объеме, но возможны варианты. Может меняться направленность, архитекторы будут рисовать больше гипсов и архитектурных деталей, скульптора, живописцы и модельеры - обнаженной натуры, дизайнеры - конструктивных и технических рисунков. И в академиях художеств, и в художественно-промышленных академиях (Строгановка и Штиглица) такой рисунок есть.
Отдельно про эскизы.
Рисование эскизов это отдельное умение. Сам по себе эскиз - это зарисовка мыслей по заданной теме, с различной степенью детализации, может выполняться чем угодно. Форэскиз - самая первая почеркушка, без учета масштаба будущей работы, так, мысли по поводу. Дальнейший эскиз - уточнение направления работы, материала которым или из которого что-либо будет выполняться, вариации на заданную тему. Эскиз проекта - эскиз с учетом масштаба, размеров, техники и материалов исполнения, технологии производства, иногда с чертежами.