В середине июня в городе Куопио, что в самом центре Финляндии состоялось авиашоу Tour-de-Sky 2016. Оно почти затерялось между титульными авиасалонами в Берлине и Фарнборо, однако по своему содержанию для зрителей на самом деле была пожалуй даже интереснее. Вообще, если вы не собираетесь подписывать заказ на 20-30 самолётов или заключать другую крупную сделку, а просто хотите посмотреть на летающий в воздухе металл - такие "провинциальные" шоу могут показаться куда интереснее и привлекательнее, чем чопорный Фарнборо или суетливый Бурже. О том, что было в Куопио этот очерк.
На фото: МиГ-21 ВВС Румынии
Куопио встретил нас дождём, им же он нас проводил и им же обильно поливал все два дня, которые нам довелось там быть. Хотя и солнышку находилось своё время время. Первый день авиасалона оказался тем, что обычно называется нулевым - то есть днём, когда участники только слетаются, а павильоны обустраиваются. Появившись к 8 утра мы почти не застали экспонатов, зато наслаждались видом регулярных тренировок ВВС Финляндии. Вообще аэродром в Куопио - совместного базирования, т.е. гражданско-военный и самолёты ВВС там находятся постоянно.
1. Взлёт Hawk 51
2. Это Хок был куплен в Швейцарии и ещё сохранил старую раскраску.
3. А это F-18 Hornet, отчасти благодаря которому, как ни удивительно - праздник получился таким насыщенным.
4. И вовсе не только потому, что он эффектный. Просто через какое-то время его в парке финских ВВС нужно будет менять.
5. Что и привело к тому, что на авиасалоне обозначили своё присутствие сразу 4 конкурента - первый, шведский Saab с JAS-39 Gripen был наиболее представителен
6. Потенциальные покупатели могли прицениваться...
7. ... к самолёту и широкому набору возможного вооружения к нему. Есть о чём задуматься. :)
8. Лётчики рассказывали посетителям о достоинствах машины.
9. Второй участник - Eurofighter Typhoon Королевских ВВС так же прибыл лично в количестве 2х экземпляров.
10.
11.
12. Rafale ограничился красочным стендом с моделькой, ...
13. ....однако снабдил весь салон кепками и сувенирами. Lockheed Martin свой F35 не прислал, однако так же баловал зрителей красивыми значками и прочей атрибутикой.
14. Военный сектор аэродрома жил по своему плану. Велосипед на военном аэродроме - незаменимое средство передвижения. Если только это не зима и не -20.
15. Интересно, что и регулярное авиасообщение тоже никак не было нарушено и даже напротив - стало составной частью праздника, радуя фотографов. А319 Finnair.
16. Embraer-190
17.
18. Тем временем экспонаты продолжают прибывать - в небе появился Lockheed Р-3С Orion ВВС Германии.
19. Это старый, но интересный патрульный морской самолёт, о котором, если дойдут руки, я сделаю отдельную зарисовку.
20.
21. Работает местная фотослужба.
22. Она же на старой диспетчерской вышке, вместе с ведущими шоу.
23. Вообще фотографы, приехавшие на праздник, явно не потеряли время в пустую.
24.
25. Но вернёмся в дождливый вечер первого дня. Техники вывешивают "ремувки" - практический пример взаимовыручки.
26. Ещё один относительно редкий - американский конвертоплан V-22.
27.
28.
29. Это транспортный самолёт, в котором может разместиться половина взвода с амуницией.
30. Уникальные двигатели требуют внимательного ухода
31. В данном случае выражение "сложил лопасти" не несёт в себе отрицательного значения.
32. Однако главные гости ещё впереди. Мы ждём МиГи, 2 румынских МиГ-21 вот-вот должны прилететь. А пока коротаем время со старым финским МиГ-21. Самолёт не летает ещё с 90-х, но по прежнему находится в отличном состоянии на хранении.
33.
34. Как пройти мимо такого экспоната?
35. А вот и они! Летающие.
36. По МиГ-21 в Купио будет отдельный сюжет. Ведь собственно за ними мы туда и ехали.
37. А пока, к закрытию первого дня аэропортов Куопио приобретает вот такой вот непривычный вид.
38. Утро нового дня вышло снова дождливым, что, впрочем, не отпугнуло привычную местную публику. Тем более, что этот день был открыт для всех.
39. Самым большим и информационным был стенд ВВС Финляндии - Ilmavoimat.
40. Кто у тебя за спиной - друг или враг?
41. На модернизированный американский С-130 выстраивается очередь. По местным меркам - длинная. Никто и не торопится.
42. Младший состав в это время отдыхает под крылом.
43. Вообще крылу этому я остался очень благодарен, так как оно в нескольких случаях стало моей надёжной защитой от проливного дождя.
44.
45. Тот, кто придумал образ Дарта Вейдера просто слишком долго смотрел на нос С-130.
46.
47. Один из колоритных персонажей шоу - распорядитель мероприятия на самокате. Его ливни не беспокили никак - таким же он рассекал на своём транспортном средстве сквозь проливной дождь.
48. Однако погода потихоньку налаживается - облака поднимаются выше. Экипажи ждут разрешения на взлёт...
49. ...и получают его.
50. Начинают праздник тренировочные Vinka - лёгкий финский самолёт производства 80-х годов.
51.
52. Самолёт такой страшной красоты, что заставляет сдаваться и чужих, и своих. ))
53. Далее идёт очередь летающих легенд - VL Viimaиз 30-х годов. Пугаться свастики не стоит. Это старый знак финских ВВС, который появился ещё в 1918 году, задолго до того, как знак приобрёл своё недорое значение. Она кстати и сегодня присутствует на официальных финских флагах, штандартах и наградах, но на самолётах во избежание недопонимания заменена на голубое кольцо на белом фоне.
54. Ещё один завсегдатай финский авиационных праздников - старый DC-3. Это не только экспонат, но и прогулочный самолёт - на авиасалоне члены клуба самолёта могут прокатиться.
55. За Дугласом идёт спортивная авиация.
56. Время военных и пограничных вертолётов. Это "блоха" - MD500.
57. А это старая добрая Super Puma финских пограничников, готовится к взлёту, пока зрителей развлекает...
58. ...NH-90 ВВС Финляндии.
59. В то время как в утренне-вечерние часы его "брат" из Швеции работает новогодней ёлкой. ))
60. Вылавливаем из толпы "Балтийских пчёл" - пилотажников из Латвии.
61. Им тоже скоро лететь - техникам пора готовить машины - L-39.
62.
63. Обсуждение перед вылетом.
64. Полетели.
65.
66. Как есть - пчёлы :)
67. Дети счастливы. Взрослые тоже.
68. Яркий во всех отношения праздник "пчёл" на сегодня закончен.
69. В небо поднимается шведский Gripen.
70.
71. За полётом с земли наблюдает шведски военный.
72.
73.
74.
75. 76.
77. У экипажа Ориона привелегированные места - с крыла видно лучше, а на двигатель можно присесть.
78. Румынский Спартан не летает - он пришёл для обслуживания МиГов. Но это не повод, что бы не покрасоваться на земле.
79. Ещё один вид коммерческих участников на салоне - школы по подготовке лёчиков.
80. Даже со своим учебным самолётом.
81. Ну и конечно многочисленная продажа авиационных сувениров...
82. ... и совсем далёких от авиаторов вещей. Но то есть как - далёких... ))
83. А вот и местные звёзды - экипаж "Ночных ястребов" (Midnight Hawks) - пилотажной группы ВВС Финляндии.
84. По машинам!
85. Главное - это хорошее настроение.
86. У меня настроение чуть хуже - если до этого я удачно прятался от ливня - на этот раз пришлось выбирать - либо сухо, либо съёмка. Самолёты начинают руление свозь обрушившийся ливень.
87. Ястребы на взлёте.
88.
89. В слаженном строю.
90. Вот такой вот чудесный праздник. Ждём следующего года.
Ну и тематические репортажи про МиГ-21 и, возможно, Орион - скоро будут.