21 апреля исполнилось 5 лет с начала работы на авиалиниях самолёта Суперджет SSJ-100. Открыла коммерческую эксплуатацию авиакомпания Armavia рейсом из Еревана в Москву. В этом очерке путь Суперджета, каким мне довелось его видеть сквозь объектив своей камеры - от испытательных машин, до мексиканского Интерджета, с производством и пилотажем на выставках. (на фото заход SSJ Armavia на авиабазу Сакхир)
Почти 10 лет назад, осенью 2006 года, беседуя с коллегами на одном авиационном мероприятии я столкнулся с тем, что многие эксперты высказывались о перспективах Суперджета весьма скептично. И речь шла даже не о коммерческом потенциале - тогда в ходу был тезис о том, что самолёт попросту не взлетит и построить его не смогут. Тогда я предложил коллегам пари на вполне выгодных для них условиях, что через 5 лет у SSJ будет хотя бы один перевозчик будет эксплуатировать тип. Несмотря на полную уверенность, что ничего такого не будет, спорить на деньги никто не согласился. Жаль...
1. Прототип SSJ №1 в Жуковском. Авиасалон МАКС-2009.
2. Суперджет в тот год уже успел засветиться в Ле Бурже, но на МАКС он был представлен уже сразу тремя машинами. На фоне истории - Ту-144.
3. Свидание с конкурентом. Недолгая жизнь Ту-334 заканчивается, у Суперджета только начинается.
4. Пилотажная программа
5.
6. Двигатель PowerJet SaM146 (СМ146), разработанный специально для Суперджета.
7. МАКС-2011 - Armavia ненадолго прилетела на авиасалон.
8. В этом же году Суперджет начинает эксплуатировать Аэрофлот.
9.
10. Среди первых рейсов: Москва - Санкт-Петербург.
11. Снова Armavia - на этот раз на авиасалоне в Бахрейне в январе 2012 года.
12.
13. Демонстрационный полёт. На борту министр авиации Бахрейна.
14. Сервис на борту.
15. Под крылом авиабаза Сакхир и Университет Бахрейна.
16. Над Персидским заливом.
17. Заход на аэродром.
18. Немного странная посадка, да? Готовимся пройти над полосой и помахать крыльями.
19. Приветствие от командира
20. 9 мая 2012 года случилась беда. В Индонезии разбился Суперджет 97004. Светлая память погибшим в том незавершённом рейсе... RIP.
21. Жизнь продолжается, 2013 год, Ля Бурже. Первый заказчик из "дальнего зарубежья" - мексиканский Interjet.
22.
23. Летом 2014 года в Фарнборо российская делегация уже была скорее вопреки обстоятельствам, но Суперджеты были представлены.
24. Кабина пилотов.
25.
26.
27. Салон для Interjet.
28.
29. Заглянем за кулисы - сборка Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре.
30. Многоуровневый женский коллектив.
31. Поехали?
32. В цехах КНААЗ.
33. В офисе.
34. А вот это - пропеллер. На случай если что ;)
35. Готовая к выкатке продукция - крайние штрихи.
36. Готовая машина на аэродроме Дзёмги.
37. Самолёт для индонезийской Sky Aviation на МАКС-2013.
38. МАКС-2015 - Суперджет для Ямала.
39. SSJ-100 в варианте бизнесджета.
40. Салон для Рособоронэкспорта.
41.
42. SSJ-100LR с увеличенной дальностью полёта.
43. На полосе в Жуковском.
44. Аэрофлот - крупнейший эксплуатант самолётов SSJ на сегодня - 27 машин.
Вот такая вот незаконченная фотоистория. :)
Много разных Суперджетов тут:
http://transport-photo.com/search.php?clearSearch=true&searchPhrase=ssj